Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ: Гордеев Дмитрий Сергеевич, к.э.н.,старший научный сотрудник, Лаборатория системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Для российского рынка авиаперевозок характерна высокая степень концентрации. Согласно докладу аналитического агентства АвиаСтат, 2020, по итогам 2019-го года 75% рынка воздушных перевозок занимало 4 компании: Группа Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии и ЮТэйр. Соответственно, ценообразование на данном рынке определяется данными ведущими компаниями. Взаимодействие между компаниями авиаперевозчиками является непрозрачным и может быть подвержено ценовому сговору. Кроме того, на данный момент для российского рынка авиаперевозок недостаточно изучены такие вопросы, как: установление цены на билеты; применение дополнительных инструментов для повышения конкурентоспособности в сфере воздушных перевозок; конкуренция по качеству предоставляемых услуг, использование дополнительных услуг, таких как бонусные программы. К тому же данный рынок является чувствительным ко многим показателем, как, например, уровень деловой активности, цена на авиакеросин, политическая ситуация в мире. Более того, в нынешних условиях пандемии отрасль воздушных перевозок стала одной из наиболее пострадавших. Согласно докладу Национального Рейтингового Агентства, 2020, более устойчивыми к шоку оказались компании, ориентированные на внутренние авиаперевозки, в апреле 2020-го года Аэрофлот впервые потерял лидирующую позицию на рынке, уступив ее S7. Стоит отметить, что до пандемии рынок пассажирских авиаперевозок характеризовался постоянным ростом пассажиропотока, в частности восстановлению отрасли после кризиса 2014-2016 годов способствовало распространение лоукостеров, в то время как рынок грузовых перевозок характеризовался снижением грузооборота на внешнем рынке из-за влияния антироссийских санкций и незначительным ростом на внутреннем из-за медленного роста спроса. На основании анализа, проведенного в исследовании, будут разработаны рекомендации, которые помогут в регулировании рынка авиаперевозок и в оказании необходимой помощи по его восстановлению после текущего глобального шока.

Основная цель исследования: Построение модели конкуренции между компаниями-авиаперевозчиками, в том числе, на отдельных направлениях, и разработка рекомендаций по совершенствованию регулирования данного сектора экономики Российской Федерации.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация существующих теоретических подходов к моделированию конкуренции в воздушном транспорте;
  • Формирование статистической базы данных, необходимой для расчёта;
  • Разработка модели конкуренции между компаниями на рынке авиаперевозок;
  • Проверка гипотез относительно вида конкуренции на рынке авиаперевозок;
  • Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование регулирования рынка авиаперевозок