Структурное подразделение: Центр исследований отраслевых рынков

Руководитель работ: Гордеев Дмитрий Сергеевич, к.э.н.,старший научный сотрудник, Лаборатория системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ

Сроки выполнения:  2021 год.

Актуальность исследования: Нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий отрасли экономики являются одними из системообразующих в экономике Российской Федерации. Поступления в бюджет и валовый внутренний продукт во многом определяются эффективностью работы данных секторов экономики. Рассматривая факторы ценообразования на нефтепродукты на мировых рынках, можно выделить следующие основные составляющие цены: стоимость сырой нефти, стоимость транспортировки нефти до нефтеперерабатывающего завода, стоимость переработки, стоимость транспортировки от производителя нефтепродуктов до оптовых покупателей, маржа при реализации нефтепродуктов розничным потребителям. Кроме того, все звенья представленной цепи поставок облагаются различными видами прямых и косвенных налогов, что в итоге формирует конечную розничную цену. В России основное влияние на цены на бензин оказывают налоги (налог на добычу полезных ископаемых, различные акцизы, НДС, налог на прибыль с фонда оплаты труда) суммарно около 60%, следующим фактором идут затраты на производство нефтепродуктов на НПЗ около 13%, транспортировка 7%, и цена на нефть всего 4% от конечной стоимости бензина (Официальный сайт компании "Газпромнефть - региональные продажи", 2019), что делает данное исследование чрезвычайно актуальным. Основным потребителем нефтепродуктов в Российской Федерации является транспортный сектор. В то же время транспортная отрасль является одной из базовых отраслей российской экономики. Ее состояние оказывает прямое влияния на мобильность населения и грузовые перевозки, что особенно важно для крупнейшего государства в мире. Наибольшее количество пассажирских перевозок внутри Российской Федерации осуществляется за счет автомобильного транспорта, как общественного, так и личного. Для обеспечения бесперебойного функционирования данных видов перевозок необходимо гарантировать достаточные объемы нефтепродуктов, для чего требуется механизм, позволяющий прогнозировать их потребление. Помимо энергетической безопасности, с экономической точки зрения, потребление нефтепродуктов обеспечивает поступления в региональные и федеральный бюджеты за счет акцизных платежей. Увеличение ставки акцизов на нефтепродукты с целью компенсации сокращения поступлений в бюджет, которое проводилось Правительством в последние годы, позволяет в краткосрочном периоде увеличить поступления, так как нефтепродукты являются товаром первой необходимости с неэластичным спросом, однако для долгосрочного периода суммарный эффект для поступлений не очевиден. Потенциальное сокращение потребления нефтепродуктов в связи с ростом цен на них в долгосрочном периоде может быть эластичным, что приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Понимание степени влияния изменения цен на данные факторы позволит более качественно подойти к вопросу развития транспортного сектора экономики. Благодаря возможности отделения влияния рыночных факторов и мер государственной фискальной политики можно будет прогнозировать объемы потребления нефтепродуктов и, следовательно, поступления в региональный и федеральный бюджеты. Полученные оценки позволят на более качественном уровне прогнозировать пассажиропотоки, как в общественном городском транспорте, так и в междугороднем, что позволит заблаговременно реагировать на потенциальные «узкие места» и увеличивать количество транспортных средств на маршрутах.

Основная цель исследования: Построение модели потребления нефтепродуктов и проверка гипотезы о большей чувствительности потребителей нефтепродуктов к изменению цены на бензин, вызванному фискальной политикой, по сравнению с изменением цены, вызванным рыночными факторами.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

В большинстве современных работ, посвященных исследованию чувствительности потребления нефтепродуктов к изменению цены, исследователи приходят к выводу, что потребители склонны по-разному реагировать на изменение цены в зависимости от фактора, вызвавшего изменение цены. Для российского рынка нефтепродуктов существуют отдельные исследования, направленные на оценку чувствительности потребления бензинов и ДТ в зависимости от цены как таковой, однако вопрос о степени влияния отдельных факторов, формирующих конечную цену, на чувствительность практически не изучен. С целью исследования данного вопроса в рамках работы необходимо решить ряд следующих задач:
  • Систематизация существующих теоретических подходов к моделированию потребления нефтепродуктов в автомобильном транспорте;
  • Формирование статистической базы данных, необходимой для расчёта нефтепродуктов по цене в зависимости от факторов, оказывающих влияние на розничные цены;
  • Пофакторное разложение изменения потребления нефтепродуктов на составляющие;
  • Содержательная интерпретация полученных результатов;
  • Рекомендации по направлениям развития налогообложения в нефтеперерабатывающем секторе