Лаборатория структурных исследований

 

1 ноября в Президентской академии прошел круглый стол «Отрицательные ставки. Перспективы их введения в России», на котором обсуждались вопросы, связанные с возможностью внедрения отрицательных ставок в России, положительными и негативными эффектами от их использования.

Организаторы круглого стола – Институт прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС совместно с Клубом банковских аналитиков и макроэкономистов и с Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

Начальник аналитического управления, член Совета директоров ООО «Банк БКФ» Максим Осадчий в своем выступлении отметил, что нельзя исключать ситуацию, при которой рубль войдет в отрицательную зону, хотя в данный момент эта перспектива выглядит далекой. Он рассказал, что отрицательные процентные ставки – это не новое явление: в 1970-е годы они вводились в Швейцарии из-за наплыва иностранных депозитов, но показали плохие результаты. «Ориентация только на процентную политику – это вещь неправильная, должен быть микс между процентной и валютной политикой», - сказал Максим Осадчий.

Как рассказал заведующий Лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС Алексей Ведев, сейчас меняется парадигма: если 1990-е и 2000-е годы были годами высокой инфляции и высоких процентных ставок, то с 2015 года «участвую в дискуссиях скорее о дефляции, чем об инфляции. Отрицательные процентные ставки – это новый феномен для российской экономики, и их важно обсудить». Заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» Факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Константин Корищенко в своем выступлении рассказал, что после кризиса 2008 г. в мире стали активно применяться различные формы бюджетного стимулирования, которые ведут как к увеличению дефицита бюджетов, так и к наращиванию долгов. «Одной из причин снижения процентных ставок была нагрузка на обслуживание долгов. Мы видим, что процентные платежи по отношению к долгу, например, в США резко снизились за счет снижения процентных ставок, а не за счет более жесткой бюджетной политики», - сказал он.

По словам Константина Корищенко, для решения проблемы долгов практически повсеместно используется снижение нагрузки на их обслуживание. Применение политики отрицательных ставок как средства борьбы с кризисами привело к тому, что такой инструмент практически перестал быть эффективным, а значит, остается вопрос: как бороться с предстоящими кризисами? «Что-то серьезное грядет в связи с продолжающимся периодом отрицательных процентных ставок в виде отмены или изменения существующей модели проведения кредитно-денежной политики», - подытожил он.

Дискуссию продолжил Александр Кудрин, соучредитель GKEM Analytica, который сказал, что введение отрицательных процентных ставок приводит к тому, что дополнительные риски ложатся на плечи консервативных инвесторов, привыкших вкладывать деньги в долгосрочные активы с низкой доходностью. По его мнению, это может стать причиной возникновения нового пузыря в мировой экономике. Говоря о возможности появления отрицательных процентных ставок в России, Александр Кудрин отметил, что это негативно скажется на банковском секторе.

Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка, профессор НИУ ВШЭ Олег Замулин также отметил, что внедрение отрицательных ставок понизит прибыль банков, что, в свою очередь, приведет к сокращению кредитования экономики. Директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов обратил внимание, что количество инструментов, которые центральные банки разных стран могут использовать для борьбы с рецессией в экономике, не увеличивается, поэтому возможность преодоления следующего экономического кризиса оказывается под вопросом. «В среднем 75% населения в странах с развитой экономикой готовы переходить на использование наличных, если им будут пытаться выставлять отрицательные ставки. Я думаю, что в российских реалиях 75% превратится очень быстро в 120%», - добавил он.

Управляющий директор – руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Армен Даллакян обратил внимание, что снижение процентных ставок, как правило, происходит, когда экономическая ситуация в целом улучшается, а значит, снижаются риски. Банки в такой период могут увеличить свои доходы за счет расширения предлагаемых услуг и снижения расходов за счет автоматизации. «Скорее всего, в России в ближайшее время отрицательных ставок по рублевым активам не будет. Тот положительный буфер реальных процентных ставок, которые у нас сейчас есть на уровне 2,5-3% в основном будет сохраняться», - подытожил Армен Даллакян.

Президентская академия – национальная школа управления