Лаборатория развития налоговой системы

 

28 декабря 2020 г. состоялся научный онлайн-семинар Лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС по теме «Правовое регулирование налогообложения деятельности контролируемых иностранных компаний»

В ходе семинара обсуждались следующие вопросы:

  • Особенности зарождения и развития института КИК в зарубежных странах;
  • О выравнивании условий в ЕАЭС по контролю за КИК;
  • КИКи в РФ: необходимость продуманного национального подхода;
  • Активные и пассивные доходы для целей налогообложения КИК;
  • Особенности судебных споров по КИК.
Семинар был открыт модератором и заведующей Лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Н.Ю. Корниенко. Она отметила важность закрепления в российском законодательстве и актах международных организаций института контролируемых иностранных компаний. Вместе с тем, такой институт предполагает и некоторые сложности в применении норм права, обусловленных разницей правовых систем государств и соображениями геополитики в части налогового суверенитета. 

Тема выступления старшего научного сотрудника Лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС Георгия Королёва касалась контекста появления и развития комплекса норм КИК в зарубежных странах. Впервые нормы КИК были приняты в США в 1962 году. Через десятилетие страны Европы, Канада и Япония последовали примеру США. Правила КИК достаточно распространены во всех странах-членах и участниках ОЭСР. Только в Швейцарии нет норм КИК. Хотя некоторые страны ОЭСР приняли правила КИК в 1970-х годах, большинство из них приняли или изменили свои нормы внутригосударственного законодательства, в соответствии с рекомендациями проекта BEPS ОЭСР в 2015 году. Однако в некоторых странах часто действуют также другие более качественные нормативные положения, касающиеся эрозии налоговой базы, которые пытаются достичь той же цели, что и нормы КИК (например, регулирование бенефициарной собственности или меры по другим действиям BEPS).

Н.Ю. Корниенко отметила, что у нас неплохо разработан институт КИК c точки зрения общепризнанных подходов. Вместе с тем неясно будущее этого института в контексте глобальной налоговой политики государств.

В.А. Мачехин, руководитель налоговой практики Linklaters, в своем выступлении о необходимости продуманного национального подхода к КИК отметил, что не всегда нужно ориентироваться на глобальные тренды, но необходимо формировать собственную повестку, исходя из государственных особенностей и приоритетов. Спикер остановился на истории принятия норм о контролируемых иностранных компаниях, балансе интересов налогоплательщиков и налоговых органов. В своем выступлении он сказал, что имплементация института КИК была достаточно затратной финансово и организационно для налогоплательщиков. Кроме того, международный контекст действия норм КИК в части плана действий ОЭСР BEPS является очень практичным, а не сугубо теоретическим.

Научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС Катерина Ястребова говорила о выравнивании условий контроля за КИК в ЕАЭС. Она, в частности, отметила, что Россия является единственной страной в ЕАЭС, которая предусматривает освобождение от налогообложения компаний Союза. То есть для всех стран ЕАЭС РФ являемся неким офшором, но для российских компаний в государствах Союза налоговых льгот нет.

Младший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС Анна Богатырева в своем докладе рассказала о российской судебной практике в части КИК. Анализ российской судебной практики с момента появления института КИК в российском законодательстве позволяет заключить, что пока в рамках судебного разбирательства разрешаются скорее технические вопросы, касающиеся порядка и сроков направления уведомления о контролируемых иностранных компаниях. Подобные дела имеются как в отношении физических, так и юридических лиц. Самая часто встречающаяся ошибка налогоплательщиков, несмотря на разъяснения ФНС, это неподача уведомления о КИК ввиду отрицательного финансового результата компании.

Старший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС Елена Минина говорила об активных и пассивных доходах для целей налогообложения КИК. Она предложила сделать акцент на определение активных доходов, в то время как иные доходы – пассивные. В число активных доходов могут быть отнесены доходы от производственной и торговой деятельности; экспортно-импортных операций; перевозки и экспедиции; подрядных работ; а также с учетом уже действующей специфики в России, аренда/субаренда морских судов, судов смешанного (река — море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках; аренда/субаренда подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов. Доля пассивных доходов для признания КИК активной иностранной компанией должна быть не более 30 % в общей сумме доходов.

В ходе дискуссии участники согласились с выводами организаторов семинара о необходимости продолжения работ по теме из-за ее актуальности, положительно оценили результаты исследовательской работы в 2020 году. Участники дискуссии согласились, что потенциал этого института как источника бюджетных средств до сих пор не раскрыт в налоговой системе РФ.

Президентская академия – национальная школа управления