29 июня 2020 года Лаборатория развития налоговой системы ИПЭИ РАНХиГС провела вебинар по теме «Порядок налогообложения, надзора и контроля в отношении электронных услуг по каналу импорта». Вебинар был организован в рамках научно-исследовательской работы текущего года «Современные подходы к обеспечению контроля и надзора в сфере налогообложения импортных электронных услуг».

С вступительным и заключительным словом вебинара выступила зав. лабораторией Корниенко Наталья. Она отметила актуальность данной работы и ее взаимосвязь с последними предложениями по совершенствованию налогообложения, в частности IT-маневром.

Первый доклад, с которым выступила с.н.с. Минина Елена, был посвящен порядку налогообложения, надзора и контроля в отношении электронных услуг по каналу импорта в России. Докладчик осветила результаты введения НДС по электронным услугам иностранных компаний (был введен в 2017 г.), указав, в частности, на постоянную тенденцию роста налоговых поступлений от соответствующих иностранных компаний при разнонаправленных за 3 года тенденциях в части числа зарегистрированных в налоговых органах иностранных компаний – поставщиков электронных услуг. Елена выделила ряд проблем исчисления и уплаты НДС соответствующими иностранными компаниями, указав проблемы, с которыми столкнулись как сами иностранные компании, так и их российские контрагенты. Одной из проблем, названных докладчиком, является недостаточность информации для осуществления эффективного контроля и надзора со стороны налоговых органов. Отдельное внимание в докладе Елена Минина уделила вопросам возможного введения прямого налогообложения иностранных электронных услуг в России.

С обзором позиции ВТО и МТП выступила научный сотрудник Лаборатории Екатерина Ястребова. Она осветила этапы работы над вопросом налогообложения услуг, оказываемых в электронном виде, начиная с 1988 года (Рабочая программа ВТО по электронной торговле), отметив, что прогресс на данном этапе достигнут незначительный, однако благодаря принятию Генерального соглашения о тарифах и торговле (GATT), Генерального соглашения о торговле услугами (GATS) и Соглашения об информационных технологиях (ITA) категоризировать электронные услуги и следовать принципам конкурентной политики в данном вопросе стало проще. Екатерина озвучила основные положения «Экономического обоснования для постоянного запрета таможенных пошлин на электронные передачи», опубликованного Международной торговой палатой, а именно: раскрытие понятия «электронные услуги», которого нет в документах ВТО; оправданные опасения развивающихся стран насчет потери доходов от цифровизации экономики и возможность введения нерезидентного НДС/GST на электронные услуги. Кроме этого, были озвучены 2 сценария развития цифровой экономики от Европейского центра международной политической экономии (ECIPE).

Екатерина отметила, что в части применимости позиций международных организаций к потребностям России и, учитывая рекомендательный характер публикаций для обобщения опыта и полноты картины сценариев развития цифровой экономики и её налогообложения, отечественный законодатель может принять как один из вариантов типовую формулировку, предложенную МТП, для соглашений различных уровней. МТП также рекомендует, чтобы вопрос международного налогообложения электронных услуг решался путем многосторонних обсуждений на основе консенсуса в рамках Программы работы ОЭСР по выработке консенсусного решения налоговых проблем, возникающих в связи с оцифровыванием экономики.

Богатырёва Анна м.н.с. в своём докладе «Цифровые платформы как налоговые агенты при налогообложении, контроле и надзоре в отношении иностранных электронных услуг: позиция ОЭСР и опыт ряда стран мира» осветила предложение ОЭСР об использовании цифровых платформ для целей уплаты НДС в условиях цифровой экономики. Были подробно рассмотрены модели установления ответственности цифровых платформ, как в варианте полной ответственности, когда для целей уплаты налога цифровая платформа приравнивается к поставщику, так и частичной, когда цифровая платформа в основном несёт обязанность предоставлять данных по продажам и поставщикам налоговым органам. На сегодняшний день цифровые платформы используются в таком качестве в Великобритании и в Германии, с 2021 года на торговые онлайн-площадки (маркетплейс), включая Amazon и eBay, налагается обязанность  взимать НДС с иностранных продавцов (субъектов электронной коммерции), поставляющих товары и услуги   в Европейский Союз.

В контексте данного доклада применительно к российской налоговой системе, с учетом позиционирования ФНС России как службы, готовой к сотрудничеству с налогоплательщиком и обеспечивающей сервисность для уплаты налогов, Анна посчитала интересной возможность заключения добровольных соглашений между налоговыми органами и цифровыми платформами. В рамках таких соглашений могут быть предусмотрены предоставление данных о поставках налоговым органам, блокировка недобросовестных поставщиков, осуществляющих деятельность на цифровой платформе.

В рамках доклада с.н.с. Георгия Королева были затронуты несколько аспектов, связанных позицией ЕС в отношении налогообложения, контроля и надзора иностранных электронных услуг. Для начала рассмотрели перечни услуг, которые подпадают под категорию «цифровые» и услуг, которые не относятся к таковым. Следует сказать, что ЕС, пожалуй, единственная международная организация, которая выработала дефиницию электронных услуг и предоставила их перечень. Другие международные организации, в частности, ОЭСР, МВФ, ВТО не касались этой проблемы непосредственно, используя термин «электронные услуги» как само собой разумеющийся и не требующий пояснений.

Наряду с этим были рассмотрены аспекты администрирования, контроля и надзора в области НДС и связанные с электронными услугами. Для этого в ЕС предусмотрена  система – MOSS (Мини-служба одного окна).

Наконец, были представлены организационные проекты и программы ЕС в сфере налогового контроля и надзора (Fiscal Blueprints, Tax Administration Diagnostic Assessment Tool (TADAT). Они служат организационной основой для гармонизации права ЕС. Обычно в контексте исследований рассматриваются нормативные правовые акты ЕС: директивы, регламенты. Однако организационные условия гармонизации обеспечивают именно эти программы ЕС, без них была бы невозможна служба одного окна (MOSS), которая всецело зависит от общей платформы сотрудничества всех стран-членов ЕС, как указал Георгий. Представляется, что рецепция лучших практик ЕС в области налогового администрирования ЕАЭС должна иметь подготовленную почву. Поэтому в ЕАЭС было бы целесообразно привести налоговые органы стран-членов к единому знаменателю с помощью программ и проектов аналогичных действующим в ЕС. Только после этого целесообразно принимать акты ЕАЭС, гармонизирующие стандарты стран-членов отметил докладчик.

Елисей Леонов выступил с докладом, посвящённым статистике по рынку электронных услуг по каналу импорта. Текущее состояние статистики по трансграничному потоку интернет-услуг, не позволяет проводить полноценные сопоставления и судить об успешности или не успешности налоговой политики и администрирования. Данные межотраслевых балансов показывают распределение структуры потребления и импорта IT-услуг в разрезе отраслей. Здесь помимо прочего можно отметить, что по результатам 2017 года сектор рекламы, демонстрирующий 46%-ю долю импорта в общем потреблении IT продуктов, является по этому показателю рекордсменом. В части налоговой статистики мы знаем ряд фактов: в 2017 году бюджет получил 9.4 млрд.руб. от «Налога на Гугл», в 2018 – 12 млрд.руб, в 2019 - 51,3 млрд.руб. (количество деклараций 2620). В то же время согласно отчетам ФНС в 2018 через агентов было начислено 1223,170 млн. руб., а количество деклараций составило 9000 (указания на размер налоговой базы нет). В 2019 году через агентов было начислено лишь 306 млн. руб., а количество деклараций составило 822 (вероятно, это начисления еще по базе, созданной/ относящейся к концу 2018 года). Сопоставляя декларации  и поступления (и зная о смене порядка в 2019 году) в 2019 году по сравнению с 2018 годом, возникает ощущение, что в 2019 году в целом выросла собираемость НДС по трансграничным интернет услугам. Сопоставление данных Центробанка, отражающих структуру импорта в части компьютерных услуг, с анонсированными мерами (снижение налога на прибыль для российских IT компаний до 3%, отмена нулевой ставки НДС на ПО, компенсация НДС на российское ПО) и с рисками денонсации СИДН позволяет предполагать, что Россия вступила в налоговую конкуренцию за IT-компании.

В заключении Наталья Корниенко предложила всем участникам встретится на очередном семинаре осенью для представления подготовленных предложений по теме исследования.

Видео с вебинара доступно по ссылке