28 ноября 2019 г. Лаборатория развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провела научный семинар на тему «Совершенствование основных подходов к прямому и косвенному налогообложению при трансграничных операциях цифрового бизнеса» в рамках работ одноименного исследования, выполненного в соответствии с Государственным заданием Академии на 2019 год.

В своем вступительном слове зав. лабораторией Наталья Корниенко указала, что на сегодняшний день государства, включая Россию, проводят эксперименты с регуляторикой как для регулирования цифрового бизнеса в целом, так и его обложения в частности. Один из последних экспериментов – введение во Франции налога на ГАФА, т.е. на Гугл, Амазон, Фейсбук, Апл. В России 29.10.2019 г. представлено Поручение Правительства в п.24 которого Минфину, Минпромторгу, Минэку и ФАС поручено подготовить предложения по выравниванию условий конкуренции российских и иностранных интернет-компаний. Наталья Корниенко отметила, что инициативы стран мира и подход, выраженный в Поручении Правительства были предпосылками, которыми эксперты руководствовались в течение года при работе над данным исследованием. Наталья Корниенко подчеркнула, что несмотря на то, что ряд проблем, которые были обнаружены в ходе исследования и на которые указывали в исследовании летом, были урегулированы законодателем осенью 2019 года в рамках норм, которые начнут действовать в следующем году, однако, целый блок проблем – вопросы создания нормального экспортного документооборота, валютного регулирования и ряд иных вопросов требуют дальнейшей доработки. Кроме того, в февральском исследовании Института Гайдара (см. ecomrussia.ru) уже было отмечено замедление роста рынка интернет-торговли. При этом в противовес идут большие инвестиции крупных проправительственных инвесторов в этот сектор экономики. Наталья Корниенко поставила вопрос – нужны ли какие-то новые драйверы роста интернет-торговли и что ими может быть?

Приглашенный эксперт, Алексей Петровский (Национальная Ассоциация Блокчейн) подтвердил замедление роста рынка, отметил, что существует системная проблема - аналитические агентства продолжают гипероптимистично рисовать динамику роста рынка, которая не подтверждается через данные логистики, платежных систем и маркетинговые каналы. Продолжается падение среднего чека, при этом общее количество интернет пользователей уже выросло до предельного значения 90-95 миллионов человек. Среднегодовой чек и возвратная частотность покупок взаимнокомпенсируются: потребитель чаще покупает, но снижается чек. При этом динамика по основным игрокам рынка является разнонаправленной. Отдельное внимание Алексей Петровский уделил вопросу рекламных доходов крупных технологических компаний в России как возможной базе нового прямого налога сходного с налогом на ГАФА, так соответствующие доходы Фейсбук в России он оценивает порядка 7 млрд. руб. Елисей Леонов (Институт Гайдара) дополнил выступление Алексея Петровского указав на то, что рынок сейчас переформатируется, средний чек падает, увеличивается закредитованность населения, наблюдается макроэкономическая стагнация в нашей стране. По мнению Елисея Леонова, по совокупности фактов способность населения делать единовременно большие покупки будет падать, потребление будет смещаться в сторону низкостоимостного сегмента, соответственно, скорее всего, падения доли именно трансграничной торговли не будет.

Елена Минина, старший научный сотрудник лаборатории в своем выступлении осветила действующие в России и мире государственные инструменты налогообложения трансграничных операций. С учетом того, что лаборатория уже несколько лет занимается вопросами налогообложения цифрового бизнеса, Елена Минина отметила, что в исследовании предыдущего года рассматривались такие инструменты как полная отмена или значительное снижение норм беспошлинной торговли и введение НДС-регистрации иностранных компаний в части низкостоимостных товаров. Зарубежный опыт в части норм беспошлинного ввоза был признан негативным. В исследовании данного года были рассмотрены первые результаты введения НДС-регистрации в Австралии и Швейцарии (две страны где уже введена НДС-регистрация), которые признаны неоднозначными. Также в исследовании данного года рассмотрен инструмент, применяемый в России и одобряемый Всемирной таможенной организацией – институт уполномоченного оператора. Елена Минина указала, что в рамках исследования поддержана необходимость расширения списка уполномоченных операторов (сейчас им является только Почта России) как минимум на экспресс-перевозчиков, возможно включение в список крупных торговых интернет-площадок, что могло бы стать дополнительным преимуществом для данных площадок и сделать более привлекательными для потребителей покупки на них. В поисках новых инструментов и сочетаниях их между собой ст. научный сотрудник озвучила позицию лаборатории о том, что бондовые склады, используемые за рубежом, лучше, чем НДС-регистрация могут сочетаться с таким инструментом как уполномоченный оператор. Елена Минина отметила, что бондовые склады могут быть интересны и с точки зрения транзита. Транзит в России пока не развивается, в то время как над вопросами экспорта и импорта работа ведется, транзит остается болевой точкой.

Еще одной проблемой, которой коснулась в своем выступлении Елена Минина стало признание расходов на товарно-материальные ценности, купленные в иностранных интернет-магазинах российскими компаниями для целей налога на прибыль. Приглашенный эксперт Михаил Яценко (НАДТ) поставил под сомнение, что данная проблема касается многих российских компаний, а Сергей Лебедев (ALIBABA.COM (RU)) подчеркнул, что ситуация когда какая-то компания закупает в больших количествах, например, недорогой китайский товар, и потом перепродает в России не является проблемой интернет-магазина где товар куплен. В ходе дискуссии Елена Минина указала, что речь в данном случае идет о компаниях, которые для своей деятельности хотят купить товары, а не для продажи. Анна Богатырева, научный сотрудник лаборатории уточнила, что данная ситуация наиболее актуальна для малых компаний и ИП.

В своем выступлении старший научный сотрудник лаборатории Георгий Королев рассказал об установлении цифрового налога в Европе, отметив, что пока такой налог в России не введен. С принятием плана BEPS позиция ОЭСР начала меняться, так в 2001 г. ОЭСР писала, что электронная коммерция не должна быть отделена какими-то особыми нормами от обычной торговли. На сегодняшний день ОЭСР считает возможным введение странами временного прямого налога на крупные технологические компании до принятия единого решения по данному вопросу на международном уровне. Георгий Королев представил опыт Франции (уже ввела налог), Чехии, Великобритании (планируют ввести), отметив, что единства среди европейских стран нет – разные базы, разные ставки. России данный опыт, по словам Георгия Королева, может быть интересен еще и в том числе потому, что в международном праве действует принцип взаимности. Если Россия устанавливает цифровой налог, его могут установить и Республика Беларусь, и Республика Казахстан. Наталья Корниенко отметила, что такой налог может оказаться проще в администрировании нежели НДС-регистрация по типу стран тихоокеанского региона. Участников семинара заинтересовал вопрос вводится ли данный налог в дополнение к действующему налогу на прибыль и в чем состоит цель введения нового налога. Елена Минина указала, что данный налог может служить цели выравнивания условий работы российских и иностранных компаний. Елисей Леонов отметил, что действующий налог на прибыль не отражает реалии бизнеса (получение доходов в России) и налог на прибыль такие компании в России не платят. Когда лаборатория только начала заниматься темой налогообложения цифрового бизнеса в 2015 году, стало ясно, что некоторые компании имеют на территории РФ источник постоянного крупного дохода, но при этом у них нет никакого представительства (это было до введения налога на Гугл). Одна из таких компаний – Варгейминг. Как отметил Елисей Леонов, позднее, когда был введен налог на Гугл, Варгейминг моментально зарегистрировалась и стала платить НДС. В процессе обсуждения введения нового налога и выравнивания условий работы был поднят интересный вопрос о том есть ли понимание в определениях что такое иностранная и российская интернет-компании.

Отдельное внимание на круглом столе было уделено вопросам подтверждения применения нулевой экспортной ставки НДС в свете изменений, которые вступят в силу с апреля 2020 г. Анна Богатырева осветила данные изменения, указав на необходимость проведения целого ряда мероприятий для того, чтобы данные изменения заработали на практике. Она также отметила, что изменения не охватывают вопрос экспорта через специальные склады за рубежом. Михаил Антипов (РЭЦ) подтвердил наличие данной проблемы, отметив, что законодательство нужно менять. Для подтверждения 0 ставки НДС необходимо обеспечить идентификацию товара, чтобы налоговая служба могла убедиться, в том, что товар был реализован. Для этого, по мнению Михаила Антипова, нужен индивидуальный идентификатор, нужна связь между транспортными документами, подтверждающими, что товар пересек границу в составе партии, а потом был реализован физлицу. Ряд компаний уже сейчас имеют хорошую внутреннюю систему прослеживаемости товаров и они готовы к введению идентификации товара, но это далеко не все компании. Однако, по мнению участников семинара, если компаниям нужны рынки, индивидуальные идентификаторы компании введут, по крайней мере по ряду товаров, которые должны быть ближе к покупателю с учетом сроков доставки. Михаил Антипов также отметил наличие проблемы с возможностью применения нулевой ставки НДС при экспорте внутри ЕАЭС.

Также отдельное внимание на семинаре было уделено вопросу бондовых складов, в первую очередь в привязке к развитию транзита. Наталья Корниенко указала, что в Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года предполагается актуализация транзита. Так для развития транзита в условиях отсутствия соответствующих перевалочных пунктов ими могут быть бондовые склады, которые бы обслуживали все 3 канала (импорт, экспорт, транзит).  Сергей Лебедев поддержал данную идею отметив, что существуют заявления компании Алибаба о планах по созданию в мире 5 бондовых складов, один из которых должен быть создан в России.

По итогам семинара ее участники подчеркнули, что тема исследования является остро актуальной, выводы и предложения достойны внимания, требуется дальнейшее ее изучение в рамках исследований будущих периодов.

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Как проехать