Центр региональной политики

 

Сотрудники Центра региональной политики ИПЭИ представили результаты исследования распределения полномочий и долговой устойчивости регионов России на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции в НИУ ВШЭ.

В ближайшие годы в России будет формироваться принципиально новая конструкция системы государственного и муниципального управления. Изменения затронут и сферу разграничения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. От характера разграничения полномочий и степени централизации межбюджетных отношений зависят и риски разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и утраты долговой устойчивости.

Проблемы корректировки полномочий регионов и тенденции и перспективы исследований федерального регулирования их долговой устойчивости были затронуты в докладах директора Центра региональной политики ИПЭИ д.э.н. В.В. Климанова, сотрудников Центра к.э.н. Е.Н. Тимушева, к.э.н. А.А. Михайловой на секции «Региональное и городское развитие» в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в апреле 2023 года в НИУ «Высшая школа экономики».

До последнего времени перечень полномочий, которые осуществлялись регионами самостоятельно за счет средств своих бюджетов, неоднократно расширялся. С начала 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В нем были устранены перекрестные ссылки на другие законы, регламентирующие соответствующие полномочия, но номинальное число полномочий снова увеличилось – до 170 пунктов. Хотя некоторые полномочия были объединены, в целом усилились их детализация и конкретизация. В ряде случаев произошли и содержательные изменения, которые требуют особого внимания, так как корректировка полномочий влечет изменение документации и нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации. В целом, проблема построения эффективной системы разграничения полномочий до сих пор не разрешена и даже усугубилась в условиях вызовов новой реальности.

Сложившиеся условия увеличивают требования к качеству федеральной политики обеспечения долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Действующая с 2020 года методика ее оценки по-прежнему слабо учитывает риски разбалансированности бюджетов регионов, хотя набор критериев долговой устойчивости расширяется, их количественные индикаторы ужесточаются и одновременно вводится все больше исключений и модификаций. При этом целесообразность отдельных элементов общего механизма не бесспорна. Особый интерес представляет дотационность региона как критерий оценки и регулирования долговой устойчивости. Выделенные в докладе сотрудников Центра недостатки в существующей методике вызывают неопределенность при качественном суждении об уровне долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Более того, при оценке существующих рисков и попытке построения моделей поведения регионов в сфере долговой политики возникают сложности как содержательного, так и методологического характера.

Представленные сотрудниками Центра результаты будут расширяться и корректироваться при продолжении научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках государственного задания Академии.

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать