28 декабря 2020 г. состоялся научный онлайн-семинар Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС на тему "Анализ влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост в стране".

На семинаре освещались следующие вопросы:

  • Налоговая нагрузка и система налогообложения в странах мира: динамика и реформы;
  • Зарубежный опыт эмпирического анализа влияния налогов на экономический рост;
  • Результаты эконометрического оценивания степени влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост в стране;
  • Современное состояние и реформы налоговой системы России и оценка их эффектов для экономического роста;
  • Антикризисные меры налоговой политики России в условиях пандемии COVID-19;
  • Рекомендации по реализации мер налоговой политики в России, направленных на восстановление экономики в постпандемический период.

Основные результаты научно-исследовательской работы представила заместитель директора по науке Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС, к.э.н. Казакова М.В.

В условиях кризиса одним из самых популярных инструментов поддержки и рычагов управления экономикой является налогообложение. С одной стороны, налоги выступают основным источником государственных доходов, с другой, фискальная политика воздействует на поведение индивидуальных агентов и предприятий, причем воздействие часто имеет не линейную, а более сложную спецификацию. В этой связи актуален вопрос об агрегированном воздействии налогового режима на состояние экономики, мерой которого является темп экономического роста.

Таким образом, оценка устойчивости налоговой системы в периоды кризисов, равно как и анализ влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост, представляются особенно актуальными в сложившихся неблагоприятных условиях развития экономики, обусловленных пандемией коронавируса нового типа  COVID-19.

Изучение динамики налоговой нагрузки и структуры в зарубежных странах за последние 18 лет показало, в большинстве экономик с разным уровнем благосостояния и налоговой нагрузки  налоговая нагрузка выросла. При этом основным источником налоговых поступлений в странах с высоким уровнем дохода являются налоги на личные доходы и прибыль корпораций, тогда как налоги на товары и услуги в значительной степени преобладают в налоговых системах менее развитых и бедных стран.

В течение последних 30 лет примерно 80% от общего числа реформ представляют изменения в налогах на доходы, а также НДС. Значительную долю реформ личных и корпоративных налогов и налогов на собственность составили изменения базы налогообложения, тогда как изменения ставок были более заметными в случае НДС, взносов в систему социального страхования и акцизов. Чаще всего крупные реформы налогов на доходы заключались в снижении налоговых обязательств, в то время как рост налоговых обязательств больше характеризовал реформы страховых взносов, НДС, акцизов и налогов на собственность. Эти тенденции свидетельствуют в пользу гипотезы о постепенном переходе от прямого налогообложения к косвенному.

Существует множество исследований, в которых изучалось влияние налогов на экономический рост, в частности Andrašić, Kalaš, Mirović, Milenković, Pjanić (2018); Mankiw, Weinzierl, Yagan (2009); Mendoza, Milesi-Ferretti, Asea (1997); Arnold (2008); Alinaghi (2015); Solow (1956); Barro (1990); McNabb (2018); Arnold, Brys, Heady, Johansson, Schwellnus, Vartia (2011); Prichard (2016); Baiardi, Profeta, Puglisi, Scabrosetti (2019); Lee, Gordon (2005); Tosun, Abizadeh (2005); Pjesky (2006); Romer, Romer (2010); Barro, Redlick (2011) и др. В обобщенном виде их результаты заключаются в следующем:

  • Зависимость между общей налоговой нагрузкой и темпами экономического роста, как правило, отрицательная;
  • Прямые налоги, такие как налог на доходы физических лиц, взносы на социальное обеспечение и налог на прибыль корпораций, отрицательно влияют на рост, а косвенные налоги и налоги на имущество – положительно.

Вместе с тем, направление влияния совокупной налоговой нагрузки и различных категорий налогов на рост экономики может варьироваться в зависимости от уровня благосостояния страны.

В рамках самостоятельного эконометрического исследования оценивалось влияние изменений в налоговой структуре (в частности, сдвигов в сторону прямого или косвенного налогообложения) на темп роста ВВП на душу населения при условии, что величина совокупных налоговых доходов, измеренных в долях ВВП, не меняется. Общая логика исследования соответствовала работе McNabb (2018). Оценивание проводилось как на полной выборке стран, так и с разделением стран на доходные группы по методологии Всемирного банка (страны с низким уровнем доходов, доходами ниже и выше среднего уровня, а также страны с высоким уровнем доходов). Методология исследования включала панельные регрессии с фиксированными эффектами, а также двухшаговый метод Ареллано-Бонда со стандартными инструментами. Основные результаты оценивания заключаются в следующем:

  • Совокупная налоговая нагрузка (там, где статистически значима) оказывает отрицательное влияние на рост подушевого ВВП на всех выборках, кроме стран с уровнем доходов выше среднего;
  • Налоги на доходы как в целом, так и по отдельным налоговым категориям оказывают значимое отрицательное влияние на рост подушевого ВВП на всех выборках и во всех спецификациях;
  • Налоги на потребление как в целом, так и по отдельным налоговым категориям оказывают значимое положительное влияние на рост подушевого ВВП на всех выборках;
  • Налоги на имущество незначимы для полной выборки стран; в странах с уровнем доходов ниже среднего в сочетании с налогами на потребление значимо и положительно влияют на рост подушевого ВВП, в остальных спецификациях незначимы; в странах с уровнем доходов выше среднего – значимо и отрицательно влияют на рост в сочетании с налогами на потребление и с налогами на доходы (в целом), незначимы при учете также налогов на товары и услуги; в странах с высокими доходами значимо и положительно влияют на рост в сочетании с налогами на потребление, отрицательно – в сочетании с налогами на доходы (в целом) и теряют значимость при учете также налогов на товары и услуги.

На семинаре также была описана действующая в России система налогообложения, а также история ее реформирования с 1992 г. для выявления основных принципов и трендов в российской налоговой политике. Из представленных данных следует, что действующая на настоящий момент в России  действует эффективная трехуровневая налоговая система, которая соответствует современному этапу развития страны и обеспечивает высокий уровень налоговых доходов.

Наконец, анализировались меры налоговой политики, направленные на поддержку населения и бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса нового типа COVID-19.

По результатам проведенного исследования на семинаре были представлены следующие основные рекомендации.

1) Снижение налогов для индивидуальных предпринимателей, самозанятых, а также МСП представляется весьма своевременным и эффективным способом поддержки бизнеса в тяжелых экономических условиях. Об этом свидетельствует обзор международного опыта реализации антикризисных мер (меры по снижению действующих налоговых ставок и приостанавливают введение новых инструментов налогообложения).

2) В текущей ситуации целесообразным представляется пересмотр критериев предоставления помощи и упрощение алгоритма ее получения; расширение и дополнение существующих налоговых мер поддержки бизнеса, включая снижение налоговых ставок и отмену налогов для предприятий, в наибольшей степени затронутых последствиями пандемии.

3) Важна дальнейшая разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес (особенно, предприятия, работающие в сфере МСП) в целях поддержки занятости и создания новых рабочих мест, что будет благоприятствовать росту инвестиционного спроса как основы роста российской экономики в постпандемический период.

После этого началось обсуждение основных тезисов представленного доклада, в котором приняли участие доктор экономических наук, руководитель Центра налоговой политики НИФИ М.Р. Пинская и другие. В целом, выступающие высоко оценили масштаб и уровень проведенного исследования. В качестве перспективных направлений работы участники дискуссии порекомендовали учесть в расчетах разную структуру ВВП в странах, включенных в выборку; показатель, описывающий масштабы теневого сектора в странах; а также уделить больше внимания детализации мер налоговой политики РФ, направленных на стимулирование инвестиционного спроса как основы роста российской экономики в постпандемический период.

В заключении М. Казакова представила публикации по теме исследования, вышедшие в текущем году. Кроме того, она сообщила, что доклад по теме «Анализ влияния налоговой нагрузки и налоговой структуры на экономический рост в стране» был включен в дополнительную программу Четвертого Российского экономического конгресса, и его тезисы будут опубликованы в сборниках материалов Конгресса на сайте Новой экономической ассоциации.

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать