В кризисе-2020 в России больше пострадают именно частные компании, а большинство крупных государственных предприятий скорее всего получит бюджетную поддержку. Это вызвано тем, что в России роль государственного сектора выше, чем во многих других странах мира. Руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Климанов оценил плюсы и минусы участия государства в экономике во время кризиса.

«Оценивая ход кризиса 2020 года, можно сделать вывод, что в России больше пострадают именно частные компании. Большинство крупных государственных предприятий, в том числе и в сфере оборонно-промышленного комплекса, попало в список системообразующих и, наверняка, получит бюджетную поддержку. Заметно пострадает малый и средний бизнес. Тем не менее, делать конкретные прогнозы о ситуации в отдельных секторах сейчас сложно, поскольку кризисная ситуация еще не достигла своего пика», – рассказал эксперт.

Он отметил, что в России роль государственного сектора выше, чем во многих других странах мира.

«Ряд экспертов это связывают с незавершенностью процесса рыночных преобразований. Хотя, если посмотреть, например, на долю государственного бюджета в ВВП, а это и есть средства, изымаемые из рыночных отношений в виде налогов, то в России она составляет около трети, а в развитых странах, в частности странах-членах ОЭСР, последние годы уверенно держится выше двух пятых», – сказал Климанов.

При это он подчеркнул: в кризис доля государственного сектора может изменяться по-разному. История кризисных лет в разных странах предлагает различные сценарии развития событий.

«Например, в 1990-е годы в России шло массовое разгосударствление экономики, шла активная приватизация государственных предприятий. В других случаях, наоборот, именно государственные предприятия в силу разных причин оставались на плаву, в то время как частные банкротились. Такое развитие ситуации было характерно и для Великой американской депрессии начала 1930-х, и для энергетического кризиса 1973 года.

Действительно, предприятия в государственном секторе работают менее эффективно, если брать в качестве критерия эффективности прибыль. Само участие государства в экономической жизни необходимо именно тогда, когда появляются так называемые провалы, или изъяны рынка, и производство определенных видов продукцию становится нерентабельным», – говорит эксперт.

Владимир Климанов также объяснил, как определить долю государственного сектора в экономике. По его словам, она может считаться по-разному – через показатели объемов продукции, произведенных на предприятиях с государственным участием; через объемы бюджетных инвестиций; по количеству занятых на государственных предприятиях и организациях; как доля имущества (основных средств), находящихся в собственности государства и муниципалитетов; как объем расходов консолидированного бюджета страны в ВВП и т.д.

«Сама эта доля – величина не постоянная, она меняется год от года. Поэтому при сравнении этого общего показателя нужно сразу точно определиться, что именно имеется в виду», – подчеркнул эксперт.

Руководитель Центра региональной политики также обратил внимание на еще один методологический вопрос: что конкретно можно включить в государственный или общественный сектор экономики?

«Грань между тем, что считается public, а что private, четко провести можно далеко не всегда. Только ли это государственные корпорации и государственные учреждения, или также в расчет принимаются компании с государственным участием? В отечественной практике принято, например, инвестиции, которые вкладываются, скажем, РЖД или “Почтой России” учитывать, как внебюджетные.

Наконец, нужно понимать, что государство чаще присутствует в тех отраслях, где производятся неторгуемые товары, работы или услуги. В этой связи доли тех же образования и здравоохранения в валовом объеме производимой продукции всегда значительно ниже, чем в численности занятых, фонде оплата труда или каком-то другом сводном показателе. Субсидии из бюджета для выпуска социально значимых товаров, нередко с регулируемой ценой. Поэтому требовать от них значимого вклада в ВВП не всегда корректно», – считает эксперт.