26 ноября в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся семинар по теме «Долгосрочные последствия реализации крупных спортивных событий для экономического развития стран мира», организованный Лабораторией макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. С докладом выступила к.э.н., заместитель заведующего Лаборатории макроэкономических исследований по науке Казакова Мария Владимировна.

Предваряя свое выступление, Мария Казакова подчеркнула, что в экспертном и академическом сообществе влияние международных спортивных событий на экономическое развитие стран рассматривается, как правило, с точки зрения краткосрочных эффектов. При этом оцениванию долгосрочных последствий проведения международных спортивных мероприятий внимания уделяется крайне мало, тогда как именно долгосрочные эффекты играют ключевую роль для развивающихся экономик.

Из проведенного обзора литературы следует, что мега-события представляют собой временные (одноразовые или повторяющиеся в разных странах) события фиксированной (краткосрочной) продолжительности, которые привлекают большое количество посетителей, характеризуются масштабным охватом в СМИ, сопряжены с большими затратами на реализацию и оказывают значительное воздействие на искусственную (городскую) среду обитания и население. Именно эти параметры учитываются при классификации международных спортивных мероприятий, которые, в зависимости от размера данных показателей, можно разделить на гига-события, мега-события и важные (или крупные) события).

М. Казакова показала, что чаще всего, по мнению исследователей, под определение крупных спортивных событий подпадают Летние, Зимние Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу, Чемпионаты Европы по футболу, Азиатские игры, гонки Гран-При, Чемпионаты мира по лыжам, фигурному катанию, хоккею и основные Чемпионаты в таких видах спорта, как гольф, теннис и прочее.

Проведенное в рамках Лаборатории исследование теоретических и эмпирических работ не выявило прямого положительного воздействия реализации крупного международного спортивного события на экономики стран. При этом, по словам М. Казаковой, ряд авторов утверждают, что вопрос успешности/неуспешности проведения мега-мероприятия, а также экономической целесообразности остается открытым, так как принято считать, что проведение Олимпиады будет способствовать развитию экспорта страны. Опыт проведения мега-событий показывает, что развитые страны способны смягчить негативные и лучше использовать положительные эффекты от реализации таких событий, в отличие от развивающихся стран, что усиливает необходимость грамотного планирования и прозрачности организации таких мероприятий.

В основе собственных расчетов, выполненных Лабораторией в целях межстранового анализа эффектов от крупных спортивных мероприятий, лежит модель экономического роста Мэнкью, Ромера и Вейла 1992 г., которая по результатам изучения подходов к анализу эффектов от мега-событий для экономического роста была дополнена набором дамми (фиктивных) переменных, описывающих последствия мега-событий как на этапе подготовки к ним, так и на периоде после их проведения. Эконометрическое оценивание панельной регрессии с фиксированными эффектами и дамми-переменными на выборке 16 стран (включая 12 развитых и 4 развивающихся), принимавших у себя 22 крупных международных спортивных мероприятия за период 1992-2018 гг., выявило, что мега-события оказывают статистически значимое положительное влияние на экономический рост стран как в четырехлетний период подготовки к этим мероприятиям, так и после их проведения. Причем, по словам Марии Казаковой, этот эффект наблюдается в течение 12 лет после реализации крупных международных спортивных событий; другими словами, этот эффект носит долгосрочный характер.

В качестве рекомендаций по итогам проведенного исследования Мария Казакова отметила, что для усиления эффекта от проведения крупного спортивного мероприятия целесообразнее выбирать регионы, где требуется строительство городской, транспортной и гостиничной инфраструктуры для развития экспортной отрасли, такой как туризм, которая позволит зарабатывать денежные средства для ускорения экономического роста в долгосрочном периоде (покупка импортных товаров, инвестиции). Поскольку спортивные объекты часто остаются невостребованными после завершения мероприятий, издержки на их строительство стоит минимизировать в пользу расходов на развитие инфраструктуры в местах с высоким потенциалом развития международного туризма.