Опубликованы результаты НИР «Неравенство и экономический рост: эмпирические оценки роли человеческого капитала в России», выполненной экспертами лаборатории исследований проблем экономического роста Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Руководитель лаборатории – Мария Казакова.

Авторы работы делают попытку выявить общие для стран, участвующих в раундах экзамена PISA, факторы, влияющие на уровень человеческого капитала, измеренного при помощи оценок по математическому тесту PISA.

Среди общих факторов эксперты выделяют макропеременные, такие как уровень подушевого ВВП, уровень иммиграции, иммиграционная политика, неравенство доходов, а также переменные, отражающие свойства системы образования, например, использование внешнего по отношению к школе выпускного экзамена или раннее распределение учеников по школам с разным уровнем сложности обучения.

Кроме того, в работе подробно рассматриваются переменные, связанные с иммиграцией и интеграцией мигрантов. В соответствии с данными ОЭСР, крупная иммигрантская диаспора может оказать заметное понижающее влияние на национальные результаты по экзамену PISA. Эксперты также рассматривают влияние типа школьной системы на интеграцию иммигрантов. В странах, где, как, например, в Германии, школьное образование разделено на школы разного уровня сложности, интеграционная политика имеет ограниченные шансы на успех, в результате чего иммигранты с большей вероятностью будут оказывать понижающее воздействие на национальный балл по тесту PISA.

Наряду с несколькими стандартными переменными, оказывающими влияние на накопление человеческого капитала, в работе оценивается эффект от размера иммиграции, иммиграционной политики, типа школьной системы, а также комбинаций этих переменных, на успеваемость, измеренную при помощи теста PISA по математике.

Авторы исследования приходят к выводу о том, что прежде чем начинать образовательную реформу в России, направленную на накопление человеческого капитала и, следовательно, повышение темпов роста экономики, следует выявить причины недостаточно быстрого увеличения запаса человеческого капитала. Другими словами, для выхода на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста важна последовательность реформ. В противном случае инвестиции в образование в условиях ограниченных ресурсов могут оказаться бесполезными: повышение числа высококвалифицированных специалистов, которые не смогут найти применение полученным навыкам в экономике без современных технологий, приведет не к ускорению экономического роста, а к оттоку человеческого капитала за рубеж.

НИР «Неравенство и экономический рост: эмпирические оценки роли человеческого капитала в России»
Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать