24 декабря 2019 г. Лаборатория исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС провела научно-практический семинар на тему «Влияние конкуренции между субъектами РФ за налоговую базу по налогу на прибыль на эффективность работы механизма КГН». Научно-практический семинар прошел в учебном корпусе на Пречистенской набережной, 11, стр. 2.

Докладчики –научные сотрудники лаборатории исследования налоговой политики РАНХиГС Кострыкина Наталья Сергеевна и Корытин Андрей Владимирович.
Модератор – Кострыкина Наталья Сергеевна, научный сотрудник лаборатории исследования налоговой политики РАНХиГС.

Состав участников научно-практического семинара:

  1. Никитин Кирилл Михайлович - директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ
  2. Науменко Галина Владиславовна – партнер PwC, налоговые услуги компаниям сектора энергетики и природных ресурсов
  3. Венедиктов Евгений Александрович – старший менеджер PwC, налоговые услуги компаниям сектора энергетики и природных ресурсов
  4. Швец Марина Сергеевна – налоговый департамент, ПАО «ГМК «Норильский никель»»
  5. Милоголов Николай Сергеевич - ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ, к.э.н.
  6. Гаус Елена Александровна – начальник инспекции направления аудита доходов Счетной палаты РФ
  7. Ромашкин Алексей Евгеньевич – главный инспектор направления аудита доходов Счетной палаты РФ
  8. Тетеревятникова Александра Владимировна – главный инспектор направления аудита доходов Счетной палаты РФ
  9. Горенкова Дарья Андреевна – ведущий инспектор направления аудита доходов Счетной палаты РФ

Научные сотрудники лаборатории исследования налоговой политики Наталья Кострыкина и Андрей Корытин выступили на семинаре с основным докладом, представляющим итоги исследования результатов функционирования механизма консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), выполненного в рамках НИР «Разработка подходов к регулированию налоговой конкуренции между субъектами РФ». Сопоставив цели механизма КГН, заявляемые перед его введением в 2012 году, с результатами его функционирования по состоянию на вторую половину 2019 года, докладчики отметили достижение основных целей:

Согласно позиции докладчиков, некоторые негативные последствия функционирования КГН, такие как уменьшение налоговой базы из-за сложения прибылей и убытков или перераспределение налога на прибыль из одних региональных бюджетов в другие сразу после создания КГН — возможно переоценены: они явились предвиденным продолжением основных достоинств механизма КГН, и перед его введением признавались приемлемыми. Другие выявленные недостатки функционирования КГН, прежде всего, связанные с возможностью манипулирования распределением налоговой базы со стороны бизнеса (путём произвольного определения и изменения состава участников КГН, произвольного выбора формулы распределения, реорганизации, выделения или ликвидации участников), частично были устранены принятыми поправками в законодательство о КГН, а оставшуюся часть можно устранить, приняв соответствующие (уже сформулированные) положения.

Докладчики считают принятое в 2018 году решение о планируемой отмене КГН с 2023 года поспешным: налоговые поступления от КГН уже превысили показатели 2012 г. (0,66% ВВП по итогам первого полугодия 2019 г. против 0,63% ВВП в 2012 г.), а отмена данного механизма приведёт к новому, сложно предсказуемому перераспределению налоговых поступлений между регионами, а также — к дополнительным издержкам для бизнеса.

За докладом последовала оживлённая дискуссия, модератором которой выступила Кострыкина Наталья Сергеевна, научный сотрудник лаборатории исследования налоговой политики РАНХиГС.

Начальник инспекции направления аудита доходов Счетной палаты РФ Елена Александровна Гаус объяснила сложность оценки последствий создания КГН и динамики поступления налога на прибыль в региональные бюджеты недостатком данных, содержащихся в налоговой отчётности консолидированных групп. Из-за недостатка информации власти субъектов РФ зачастую не могут спрогнозировать налоговые поступления от КГН, следовательно – не успевают запросить необходимый объём дотаций из федерального бюджета на случай снижения поступлений, что вызывает крайне негативное восприятие любых бюджетных потерь региона, связанных с деятельностью КГН. Возможно, большая кооперация бизнеса в этом вопросе могла бы помочь регионам в данном вопросе.

Елена Гаус также отметила возросшую сложность выездных налоговых проверок по причине того, что теперь нужно проверить отчётность всей группы, а не одной организации, однако признала, что суммы налоговых доначислений по результатам проверок относительно невелики.

Швец Марина Сергеевна – налоговый департамент, ПАО «ГМК «Норильский никель»» отметила, что, с административной точки зрения преимуществом механизма КГН для налогоплательщика является централизованное проведение выездных налоговых проверок налоговыми органами и единство применяемого подхода по спорным вопросам налогообложения.

Представитель PwC Галина Науменко заверила присутствующих в том, что компании, включённые в деятельность КГН, заинтересованы в сохранении этого механизма. По ее мнению, основными выгодами для бизнеса от КГН являются: во-первых, возможность мгновенного зачета убытков (даже с учетом 50%-ного ограничения), во-вторых, нераспространение правил ТЦО на операции внутри КГН и, в-третьих, консолидация как таковая, которая в любом виде важна для бизнеса. В то же время она отметила, что ряд ее клиентов сознательно принимал решение о неиспользовании механизма КГН, т.к. последнее могло бы сильно уменьшить поступления в определенные регионы.

Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин обратил внимание участников семинара на то, что решение об отмене механизма КГН вместо его совершенствования, возвращает налоговую систему России в прошлое, распределение налога на прибыль между субъектами произвольно зависит от неформальных договорённостей между крупными бизнесменами и губернаторами. По его мнению, такому решению привела активная позиция регионов, проигравших от перераспределения налога на прибыль в рамках КГН, на фоне менее активного поведения выигравших регионов. Как альтернативный вариант Кирилл Никитин предложил использовать опыт Японии, у которой ставка налога на прибыль для участников КГН выше на несколько процентных пунктов, чем ставка для остальных налогоплательщиков налога на прибыль.

На вопрос модератора к участникам семинара о том, почему, в условиях отсутствия контроля за ТЦО, в принципе существуют убыточные участники КГН, Кирилл отметил, что не стоит переоценивать роль налоговой функции при планировании бизнес-структуры группы. С этим согласилась и Елена Гаус, и Евгений Венедиктов.

На вопрос модератора о том, возможно ли в оценках потерь бюджета в результате функционирования КГН, которые сделал Минфин РФ, выделить суммы потерь от мгновенного зачета убытков и суммы потерь от применения пониженных ставок налога на прибыль, Елена Гаус ответила отрицательно.

Участники семинара в целом согласились с тем, что результаты функционирования КГН не следует считать провальными, напротив, положительные результаты преобладают. Поэтому необходимо продолжение дискуссии о перспективах КГН в России с более детальным анализом конструктивной критики этого налогового механизма.