02 марта 2023 г. в РАНХиГС состоялся общеакадемический научный семинар Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований «Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов».

В 1990-х гг. появление бюджетных правил в арсенале инструментов бюджетной политики стало обусловлено хроническими бюджетными дефицитами и значительными объемами накопленного госдолга в первую очередь в развитых странах мира. В условиях труднореализуемости мер по увеличению налогов и проведению бюджетной оптимизации использование бюджетных правил стало рассматриваться правительствами данных стран чуть ли не единственным ответом на проблему с долговой устойчивостью. Важным сопутствующими эффектами от применения бюджетных правил стали контрциклическое воздействие на динамику бюджетных расходов, а в ресурсоэкспортируемых странах – еще и курсообразующий эффект.

На текущий момент более 100 стран применяют бюджетные правила, состоящие из одного или нескольких ограничений на бюджетные параметры или долг. Вместе с тем, использование комплекса бюджетных правил усложняет бюджетный процесс, приводит к трудностям согласования политических решений и негибкости самих правил. В результате ухудшается качество их исполнения, зачастую приостанавливается их действие или меняется дизайн.

Эти и другие эффекты применения бюджетных правил обсуждались в рамках научного семинара, проведенного 2 марта 2023 г. Лабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ. Его модератором выступил заведующий Лабораторией, к.э.н. И.А.Соколов, а основными докладчиками – сотрудники Лаборатории О.В.Сучкова и А.Н.Комарницкая.

В докладе «Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов» (О.В.Сучкова) представлена количественно определенная корреляция между циклическими компонентами реальных показателей непроцентных государственных расходов и ВВП и сделан вывод о том, что бюджетные правила лишь снижают, а не устраняют процикличность расходов. В наибольшей мере этот эффект проявляется на примере развитых стран. При этом 40% стран, относительно длительно применяющих бюджетные правила, продолжают демонстрировать процикличность госрасходов, а наличие и жесткость правил зачастую нивелируется «необязательным» характером их исполнения. Также они не гарантируют снижение долговой нагрузки.

Основными выводами доклада «Бюджетные правила: типы и институциональная основа» (А.Н.Комарницкая) сводятся к тому, что в мире наблюдается усложнение системы бюджетных правил и дизайна самих правил («правила второго поколения»). Также вследствие кризисов актуализируется проблема «гибких» подходов к соблюдению бюджетных правил, при этом акцент с дизайна бюджетных правил все больше смещается на обеспечение сопутствующих институциональных условий их применения (наличие и постоянство политической воли, применение среднесрочных рамок планирования расходов, бюджетных советов, механизмов корректировки, обусловленных оговорок).

С содокладом выступила сотрудник Лаборатории, к.э.н. Н.Е.Барбашова, охарактеризовав мировую и российскую практику введения бюджетных правил на субнациональном уровне.

На семинаре также выступили приглашенные внешние эксперты – Е.Т.Гурвич, к.ф.-м.н., руководитель Экономической экспертной группы, Член Общественного совета при Минфине России и С.П.Солянникова, к.э.н., проректор по науке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В их выступлениях были подняты и впоследствии обсуждены следующие вопросы к моделированию контрциклического воздействия бюджетных правил: насколько правилу следует предусматривать гибкость, как учесть вклад комбинации правил, какие веса и как развести оценку вкладов, как учесть время действия правил и сырьевую специфику экономики, от чего зависит сила контрциклического влияния и др.

Обсужденные в ходе состоявшегося семинара сотрудниками Лаборатории и внешними экспертами научные гипотезы и исследовательские вопросы, а также полученные результаты и рекомендации формируются основу для продолжения уже начатых и запуск новых исследований, проводимых ЛИБП.