МГУ имени М.В. Ломоносова сегодня – это единственный университет России, который входит в топ-100 авторитетного глобального рейтинга ARWU (Шанхайский рейтинг). Вместе с тем, желание 45% российских студентов уехать за рубеж1 - это прямая угроза окончательно потерять национальный научно-технологический суверенитет.

С 2014 года реализуется масштабный проект создания Технологической долины МГУ. Однако недостаток открытой информации о проекте Технологической долины МГУ имени М.В. Ломоносова порождает опасения, что на территории университета будет реализован коммерческий девелоперский проект.

Проект изначально предполагал коммерческую застройку территории жильем общей площадью 430 тысяч квадратных метров, сравнимую с площадью проектируемого университетского кампуса2. В сентябре 2014 года по заказу МГУ был проведен опрос 13700 студентов и преподавателей МГУ, а также жителей окрестных территорий. Большинство респондентов высказались против коммерческого жилья на новой территории и за создание зеленого кампуса3.

Актуальность проекта резко возросла после публикации 4 марта 2016 года Минэкономразвития России проекта ФЗ "О технологической долине", вызвавший полемику между Университетом и Правительством России, о чем ранее писал «Полит.ру»4.

Оставаясь в стороне от идущей дискуссии, мы бы хотели внести ряд рациональных предложений.

Мировой опыт создания инновационных центров: заимствовать лучшие практики или повторить ошибки?

Мировой опыт свидетельствует о том, что инновационные центры при университетах в значительной мере ориентированы на научные исследования и по своей специализации соответствуют профилю вуза, который в свою очередь обеспечивает поток высококвалифицированных кадров и уникальных идей. В результате одаренные студенты продолжают свою исследовательскую карьеру, реализуют свой потенциал и не теряют связи с AlmaMater. Технопарки и научные парки в черте города, как правило, не имеют обширных производственных площадей, а служат в большей мере целям апробации новых технологий.

Большинство успешных инновационных центров, сравнимых по масштабам с проектом Технологической долины МГУ имеют более значительные площади земельных участков, включающих зеленые зоны и общественные пространства. Например, Research Triangle в США занимает 2 833 га (общее число сотрудников - 52 000 человек), Sophia-Antipolis во Франции - 2 400 га (в нем работают 40 000 человек, из которых 31 000 человек работают в компаниях, 4 500 человек занято исследованиями и разработками, а 5 500 человек являются студентами), Kulim в Малайзии - 1700 га (18 500 человек). Площадь знаменитой Кремниевой долины составляет 400 000 га, однако она достаточно размыта в силу стихийного характера появления. При этом из них 3 310 га принадлежат Стэнфордскому университету - при численности студентов и сотрудников последнего в 34 000 человек (для сравнения в МГУ – 75 000). Сравнительно небольшой технопарк One-North в Сингапуре (включая Biopolis и Fusionopolis) занимает только 200 га, в нем работают всего 3 200 человек. Такая же площадь у финского технопарка Otaniemi, где занято около 32 000 человек.

Отметим, что данные по Кремниевой долине несопоставимы с данными по другим технопаркам: общая численность работников по разным оценкам колеблется от 226 000 до 386 000 человек. В долине располагается более 7 000 компаний с персоналом свыше 100 000 сотрудников. Адекватное сравнение можно провести на основе данных по исследовательскому парку Стэнфордского университета Кремниевой долины, где на территории 283 га работает свыше 26 000 сотрудников, обслуживающих 140 различных компаний.

В целом масштабы имеющейся старой (146,5 га) и новой территории МГУ (100-242 га) не соответствуют мировым аналогам.

Мировой опыт свидетельствует, что площадь территории технопарков зависит от целей их создания: размещение инновационного производства требует больших площадей, в отличие от офисов и лабораторий, в связи с этим территория крупных технопарков Research Triangle, Kulim значительно превышает территорию One-North и Otaniemi. Площадь помещений, используемых компаниями как офисы и лаборатории, в Kulim намного ниже, чем в остальных технопарках, в силу его производственного характера. Кроме того, малый размер территории технопарков в Европе и Сингапуре объясняется дефицитом свободной земли, а также приоритетом научно-исследовательской и образовательной деятельности. София-Антиполис является не вполне типичным технопарком: две трети её территории занимают сады и парки, это жесткое требование объясняется необходимостью сохранения туристической привлекательности региона (Лазурный берег).

Количество сотрудников и фирм в технопарках также варьируется: несколько крупных промышленных предприятий создают больше рабочих мест, чем множество малых компаний. Если в первом случае можно рассчитывать на скорую прибыль от реализации инновационной продукции, то во втором случае происходит развитие малого и среднего бизнеса, повышается общая инновационная активность – особенно в случае, если большую долю компаний технопарка составляют бывшие инновационные стартапы из локального бизнес-инкубатора.

Роль государства в создании технопарков велика практически во всех случаях, когда технопарки создавались императивным путем. Очевидно, что риски при реализации подобных проектов достаточно высоки, поэтому даже в случае, когда инициатива создания принадлежит частному лицу или компании, государство поддерживало технопарки, особенно на начальном этапе.

Формы государственной поддержки различны: государственное финансирование технопарков не распространено – оно сводится, в основном, к установлению льготных условий получения грантов и займов для компаний технопарка. Тем не менее, государство оказывает технопаркам текущую поддержку: определяет стратегию развития, участвует в текущем управлении. Существенна роль государства в процессе создания научно-исследовательской базы в тех технопарках, где нет крупных успешных университетов.

Роль образовательных учреждений в технопарке обусловлена спецификой их деятельности: приоритет научных исследований диктует необходимость сотрудничества с университетом с развитой научной базой (прежде всего, в сфере естественных наук). Иногда университет становится основой и ядром возникновения такого рода технопарка (как, например, технопарк Стэнфордского университета).

Типичными функциями университетов в технопарках являются: подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных компаний, проведение обучающих мероприятий для бизнеса. Они осуществляются практически во всех технопарках, где имеются крупные университеты.

В зависимости от значения, которое имеет университет для развития технопарка, его роль может считаться либо основной, либо вспомогательной. Основная роль университета выражается в том, что в нем проводятся научные исследования, организуется процесс коммерциализации технологий; компаниями технопарка активно используется материально-техническая база университета. Если университет является одним из партнеров технопарка (по обучающим программам или программам подготовки кадров), его роль можно считать вспомогательной.

Успешные технопарки отличаются разнообразием структур собственности и управления: земля может быть как частной, так и государственной, в управление активно вовлекаются управляющие компании и государство (см. например: Технопарки стран мира: организация деятельности и сравнение / под ред. В.А. Бариновой. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012 г.).

Общими элементами структуры управления технопарком является наличие основной управляющей компании, координирующей процессы аренды и продажи земли, и нескольких вспомогательных структур, также участвующих в управлении. Как правило, в каждом технопарке структура управления строится по-разному. Организационно-правовые формы специализированных управляющих компаний варьируются, однако государство в том или ином виде принимает участие в управлении технопарками повсеместно. Например, французская София-Антиполис управляется специально созданной для этих целей государственной компанией SYMISA. Она владеет землей, занимается развитием территории, а также отвечает за общую политику развития парка, его руководство и финансовое управление.

Выбор модели владения землей технопарков – когда она находится либо в собственности государства, либо в частной, либо в долевом владении – зависит от степени вмешательства государства в деятельность технопарка и от особенностей земельного законодательства разных стран. Активное государственное участие предполагает значительную долю государственной собственности в технопарке, а также участие в управлении центральной власти (Kulim), региональных и местных властей (Kulim, София-Антиполис). Так, председатель SYMISA – генеральный советник Департамента Приморские Альпы (региональная власть).

Отличия в особенностях организации технопарков также проявляются на уровне основных принципов землеустройства, к которым относится зонирование, порядок застройки, наличие жилых помещений, доступ на территорию технопарка и др. Они зависят от традиций и особенностей земельного законодательства каждой страны, а также от особенностей самих технопарков, включая структуру собственности и управления.

В большинстве технопарков помимо основных площадей предусмотрены жилые помещения, рассчитанные как на сотрудников технопарков, так и на студентов, обучающихся в вузах на территории технопарков и в вузах-партнёрах. На территории чаще всего имеются отели и гостиницы, рассчитанные на гостей технопарков, которые приезжают на различные научные конференции, в рамках программ обмена опытом и др.

В случае возникновения угрозы реализации на территории технопарков коммерческих девелоперских проектов для целей сохранения научно-производственной специализации технопарков вводятся законодательные ограничения на коммерческую жилую и иную застройку. Например, в целях сохранения научного характера Софии-Антиполис, предотвращения спекуляций недвижимостью и превращения территории в кварталы элитного жилья, было введено ограничение на строительство жилых и торговых площадей. В технопарке One-North также существовала угроза, связанная со спекуляциями с недвижимостью и потерей научной ориентации технопарка, поэтому процесс продажи жилья в частную собственность был ограничен.

Проблемы со строительством и продажей коммерческого жилья объединяют технопарки София-Антиполис и One-North благодаря большой привлекательности этих районов: комфортный климат и развитая социальная инфраструктура создают угрозу потери научной ориентации технопарка, поскольку прибыль от продажи элитного жилья может многократно превышать доход от продажи земли под офисы, производственные помещения и от сдачи её в аренду.

Анализ мирового опыта показывает, что если университетский кампус или технопарк находится в черте крупного города, а не за городом, то на его территории располагаются преимущественно общежития, хостелы и арендное жилье для приглашенных преподавателей. Жилье не является необходимым элементом, поскольку технопарк уже находится в транспортной или пешей доступности для жителей. Кроме того, строительство коммерческого жилья уплотняет территорию, кратно увеличивая нагрузку на социальную и транспортную инфраструктуру, а главное, преследуя краткосрочные цели, исключает в долгосрочной перспективе использование территории с пользой для университета или университетского технопарка в случае его расширения.

Какой должна быть технологическая долина МГУ?

Реализация проекта создания Технологической долины МГУ не может не учитывать интересы Московского университета, его кадровый и научно-исследовательский потенциал. Сегодня существует потребность в современном комфортном кампус5. Согласно оценке Минобрнауки России, материальная база МГУ удовлетворяет потребности вуза лишь на 65–70%6. Создание инновационного центра должно быть направлено прежде всего на привлечение и удержание квалифицированных кадров – выпускников и преподавателей МГУ.

Поэтому при создании Технологической долины, опираясь на международный опыт, важно предусмотреть:

1. Создание комфортного для жизни, работы и учебы университетского городка на старой и новой территории МГУ:
строительство общежитий и гостиничных корпусов для приглашенных ученых (с учетом планируемого увеличения численности студентов МГУ и повышения нормы на одного человека), расположение их в пешеходной доступности от основных учебных и научных корпусов;

зонирование территории и выделение «парков»: гуманитарных наук, технических наук, лабораторный парк, внедренческий парк, студенческий парк (общежития), гостиничный парк, медицинский парк, спортивный парк, научно-просветительский парк (лекторий, пресс-центр, музей) и др.;

реализация концепции пешеходного города-парка на большей части территории кампуса, включая увеличение площади зеленых насаждений и превращение Ломоносовского проспекта в границах кампуса в пешеходную зону;

развитие зеленого общественного транспорта, организация велосипедной инфраструктуры;

улучшение навигации;

создание единой информационной системы МГУ в рамках подхода «умный город»;

создание дополнительных общественных пространств для междисциплинарного обмена.

2. Создание инфраструктуры для проведения прорывных исследований:

строительство лабораторных корпусов, отвечающих требованиям модульности, то есть оперативной перепланировки под нужны конкретной научной команды, и требованиям к размещению оборудования;

создание необходимой инновационной инфраструктуры и размещение вспомогательных и административных служб, обеспечение работы данных служб в режиме одного окна;

размещение научно-исследовательских подразделений крупнейших государственных корпораций на основе длительной аренды помещений при включении в исследовательские команды сотрудников МГУ.

Вместо заключения или где взять деньги?

Создание Технологической долины МГУ – проект национального масштаба, который, тем не менее, должен учитывать особенности своего расположения и использовать все следующие из него преимущества. Так, создание Технологической долины на новой территории МГУ позволяет получить доступ к уникальным кадрам, способным проводить междисциплинарные исследования на переднем крае науки. Мы считаем, что основной целью создания Техдолины МГУ должно стать создание благоприятных условий для привлечения, удержания и возвращения в Россию высококвалифицированных специалистов. Для этого необходимо строительство современных лабораторных корпусов, общежитий для студентов, преподавателей и привлеченных специалистов, в том числе иностранных, помещений для сдачи в аренду высокотехнологичным компаниям для проведения научных исследований и разработок. Важно обеспечить представительство институтов развития и наличие объектов инновационной инфраструктуры – для быстрого доступа к инвесторам, консультационным компаниям, службам административной поддержки. В Техдолине должна быть создана комфортная среда проживания и условия для присутствия инвесторов, менторов, экспертов науки и успешных представителей бизнеса.

Поэтому в проекте федерального закона важно явно прописать положения о запрете нецелевого использования территории университетов, в том числе для коммерческой застройки жильем, прописать обязательства по строительству общежитий и в целом по взаимосвязанному развитию старой и новой территорий.

При этом источники средств можно найти и без инвестиционной составляющей.Во-первых, это бюджетные средства, например, разработка ФЦП, направленной на развитие МГУ.

Во-вторых, это эндаумент Университета или его внебюджетные доходы: повышение стоимости обучения для ненабравших необходимых баллов, увеличение коммерческого приема, средства от сдачи в аренду помещений Техдолины резидентам и иные виды привлечения средств. В-третьих, удешевление проекта путем строительства зданий с максимальной полезной площадью, с максимальным доступом солнечного света и по типовым проектам. Наконец, это волонтерство, привлечение неравнодушных студентов к благоустройству территории и т.п.

Авторы: кандидаты наук, выпускники экономического, факультета государственного управления и географического факультетов

Комаров В.М. - к.э.н., заведующий лабораторией экономики знаний Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, выпускник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Баринова В.А. - к.э.н. заведующая лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, выпускница факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова

Земцов С.П. - к.г.н., с.н.с. лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, выпускник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Примечания


1 См. например: Левада-Центр. Мечты об эмиграции. Пресс-выпуск от 06.06.2013 г. http://www.levada.ru/2013/06/06/mechty-ob-emigratsii/. Екатерина Добрынина. Почти половина студентов хотят покинуть Россию // Российская газета, 30.05.2013. http://rg.ru/2013/05/30/studenti-site.html
2 Стенограмма заседания попечительского совета МГУ под председательством Владимира Путина// Официальный сайт Президента России, 28 мая 2015 года. http://kremlin.ru/events/president/news/49547
3 Агентство "Городские проекты". Проект развития новой территории МГУ. Отчет по результатам социологического исследования, Москва, 2014. http://pro4city.ru/projects/mgu/
4 Илья Карпюк. МГУ без долины // Полит.ру, 17 марта 2016 г.http://polit.ru/article/2016/03/17/msu/
5 См. подробнее: Инициативная группа МГУ. http://6m.igmsu.org/about/new-dorm/
6 http://www.msunews.ru/news/3063/