8 ноября 2023 года в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошла III Международная научно-практическая конференция «Управление через право» на тему «Будущее административного права в условиях региональной интеграции».

Директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ, доктор философских наук, профессор Южаков В.Н. выступил на пленарной секции конференции с докладом на тему: «Развитие» в правовом регулировании российского государственного управления: кейс технологического развития».

По мнению профессора Южакова В.Н., развитие – это источник принципиально новых возможностей. Развитие в различных сферах деятельности должно рассматриваться как специальный (особый) ресурс решения текущих задач и проблем граждан и бизнеса, общества и государства. Развитие нуждается в специальной поддержке государства, в том числе и финансовой, особенно в силу возросшей неопределенности развития (например, технологического прогресса).

Результаты анализа, проведенного сотрудниками ЦТГУ, показывают, что на практике при разработке и реализации политик развития, мер по их реализации, в том числе в стратегических документах, развитие подменяется более простыми формами изменчивости (ростом, текущими изменениями, оптимизацией функционирования и т.п.), а целевые установки «на развитие» на деле подменяются установками, политиками, ориентирующими только на рост, оптимизацию или текущие, несущественные улучшения.

Реализация целевой установки «на развитие», успешность политики развития (в любой ее конкретной форме) зависят, в т.ч. от методологической зрелости политики развития, т.е. от точности и продвинутости понимания развития, его носителя, его обусловленности и роли в данной политике, ее статуса как особого типа политики изменчивости, политики в отношении развития, коренным образом отличного от политик стабилизации, с одной стороны, и текущих изменений, оптимизации функционирования, роста (снижения) – с другой. А также от наличия и соблюдения нормативно-правовых требований по такому (методологически корректному) пониманию развития и политики развития.

Сотрудниками ЦТГУ разработана и апробируется методика оценки методологической зрелости политик развития.

Как пример оценки методологической зрелости политик развития профессор Южаков В.Н. представил кейс технологического развития. С помощью разработанной методики оценки методической зрелости политик развития сотрудниками ЦТГУ была проведена оценка нормативно-правовых актов по вопросам технологического развития, в результате которой выявлены проблемы неопределенности регулирующих НПА.

Так НПА не предлагают корректно сформулированного понимания самого технологического развития, его результатов и результатов реализации политики технологического развития, ориентированного на их достижение целей, целевых показателей, задач и механизмов технологического развития. Создают большие риски подмены технологического развития иными формами изменений, а политики технологического развития, ориентированными на них, а не на развитие, мерами по текущему улучшению, оптимизации в сфере технологий в РФ. Не предполагает доказывания и не предлагает критериев доказывания причастности к развитию проектов, инструментов, механизмов развития, в т.ч. при принятии решения о их поддержке  (стимулировании). Реализует и предлагает, как следствие, скорее некую политику в области технологического развития, а не собственно политику технологического развития.

По итогам представленной оценки были подготовлены предложения по определению технологического развития: определение технологического развития должно содержать признаки, позволяющие уверенно отличать его от иных типов технологических изменений – от количественных технологических изменений; от несущественных качественных технологических изменений; от обратимых существенных качественных технологических изменений. Исходя из этого, технологическое развитие можно определить как существенное качественное и необратимое изменение (улучшение) технологий, технологических процессов, технологических систем. Это определение, как представляется, позволяет определять ожидаемые результаты регулируемого (в той или иной мере) технологического развития, его проектов, а также ставить и решать задачу доказывания того, что предлагаемые для государственной поддержки проекты технологического развития действительно являются проектами развития, а не иных типов изменений (улучшений).

Публикации по теме доклада:

Программа III Международной научно-практической конференции «Управление через право» на тему «Будущее административного права в условиях региональной интеграции».