18 мая 2023 года в рамках Международной конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы» состоялась сессия «Меняющийся мировой порядок и будущее государственного управления».

Директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ, доктор философских наук, профессор Южаков В.Н. выступил на сессии с докладом «Политика развития как ресурс государственного управления», в котором рассказал о проводимом в Центре исследовании развития как ресурса государственного управления для решения экономических и социальных проблем граждан и бизнеса.

В 21 веке в России актуализируется внимание к развитию, формируются установки «на развитие» в самых разных сферах деятельности. Также растет многообразие видов и задач развития, инструментов и механизмов развития. В этой логике сформулированы, утверждены Президентом РФ и реализуются Национальные цели развития России, национальные проекты развития.

Мотивацией и смыслами современной актуализации внимания к развития в России являются, прежде всего, акцент на то, что развитие – источник принципиально новых возможностей и поэтому нельзя ограничиваться решением текущих задач, надо думать и о развитии. Развитие в различных сферах деятельности требуется рассматриваться как специальный  (особый) ресурс решения текущих задач и проблем граждан и бизнеса, общества и государства. В силу этого  развитие нуждается в специальной поддержке государства, в том числе и финансовой, особенно в силу возросшей неопределенности развития (например, в части технологического прогресса).

Профессор Южаков подчеркнул, что по его мнению характерной особенностью текущей волны внимания к развитию становится универсализация политики развития как инструмента госуправления - речь идет уже не только о множестве политик в отношении развития и собственно политик развития в разных сферах деятельности, но и о политике развития как об особом типе политики в отношении развития.

По мнению докладчика, проблемой (ограничением) для успеха этой универсализации, для успеха использования этого инструмента госуправления является то, что российские документы стратегического планирования и вообще законодательство, регулирующее вопросы развития в различных сферах деятельности, не предлагают единого понимания ни развития, ни политики развития.

Результаты проведенного в рамках исследования анализа показываю, что на практике при разработке и реализации мер по развитию: развитие подменяется более простыми формами изменчивости (ростом, текущими изменениями, оптимизацией функционирования…); целевые установки «на развитие» на деле подменяются установками, политиками, ориентирующими только на рост, оптимизацию или текущие улучшения. Нередко политики и их механизмы, заявляемые на старте (при запросе на их финансирование) как политики развития, при подведении итогов отчитываются исключительно показателями роста, текущих улучшений, оптимизации. Так, судя по публичной информации о ходе выполнения нацпроектов развития, их результатами является в основном ремонт или капитальный ремонт (зданий, дорог…). Также политики в отношении развития не обязательно являются политиками развития, они могут быть и политиками стабилизациями, сдерживания развития, оптимизации.

Что подтверждается на примере результатов оценки проекта Концепции технологического развития на период до 2030 года, проведенного с помощью разработанной Центром методики оценки методологической зрелости политик развития.

По мнению профессора Южакова, политика в отношении развития может стать успешной политикой развития, особым ресурсом государственного управления, но только в том случае, если она (и формирующие ее стратегические документы, инструменты и механизмы) содержит, предписывает исполнителям и реализует корректное понимание этого развития как источника принципиально новых возможностей решения текущих задач и проблем граждан и бизнеса, общества и государства.

В докладе были представлены предложения по правовому регулированию политики развития.

Публикации по теме доклада: