Профессор Южаков В.Н., директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ, доктор философских наук, выступил с докладом «Политики технологического развития: проблема правовой неопределенности методологической зрелости» на ХII Международном конгрессе сравнительного правоведения «Технологические императивы и право», прошедшем 30.11.2022 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Докладчик обратил внимание на то, что успешность реализации целевых установок «на развитие», политик развития в различных сферах деятельности, в том числе политики технологического развития, существенно зависит, наряду с прочим,  от их методологической зрелости. Уровень методологической зрелости политик развития определяется точностью и продвинутостью понимания их разработчиками и исполнителями: самого развития, его носителей (развивающегося явления), его обусловленности и роли в данной политике, ее статуса как особого типа политики изменчивости  коренным образом отличного от политик стабилизации, с одной стороны, и текущих изменений, оптимизации функционирования, роста (снижения) – с другой. Однако на практике разработчики политик развития (формирующих и определяющих их концепций, стратегий, программ, проектов … развития) нередко ориентируются (и ориентируют исполнителей) на упрощенное  понимание развития:  при разработке и реализации мер по развитию: развитие подменяется более простыми формами изменчивости (ростом, текущими изменениями, оптимизацией функционирования…); целевые установки «на развитие», политики развития -  установками, политиками, ориентирующими только на рост, оптимизацию или текущие улучшения. При этом нередко за политики, их инструменты и механизмы, заявляемые на старте (при запросе финансирования) как политики развития – при подведении итогов отчитываются исключительно показателями роста, текущих улучшений, оптимизации.    

Профессор Южаков рассказал о подготовленной в Центре технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС методике оценки методологической зрелости политик развития и о результатах ее апробации в отношении политик развития (системы мер) по достижению двух национальных целей развития. В обоих случаях (при больших различиях в степени выполнения конкретных методологических требований к разработке политик развития) рассмотренные системы мер по достижению национальных целей развития не могут быть признаны методологически зрелыми политиками развития и, даже, собственно политикой развития - без устранения выявленных «несовместимостей» с методологическими требованиями к разработке политик развития.

При этом важно обратить внимание на то, что упрощенное понимание развития, самих политик развития, их методологическая незрелость – а значит и риски их не результативности – в значительной мере обусловлены упрощенным пониманием развития и политик развития, заложенным в нормы законодательства и иных стратегических документов развития. Начиная с ФЗ о стратегическом планировании.

По мнению докладчика, забота об успешности разрабатываемых и реализуемых политик развития, в том числе направленных на достижение национальных целей развития,  требует внесение в законодательство, в стратегические документы норм, ориентирующих не на упрощение, а на повышение методологической зрелости всех разрабатываемых и реализуемых политик развития. В докладе были предложены некоторые, необходимые в этой связи, изменения в действующее российское законодательство.    

 Презентация выступления Южакова В.Н. «Политики технологического развития: проблема правовой неопределенности методологической зрелости».