Центр технологий государственного управления

 

27 сентября 2022 г. в Президенстской академии состоялся круглый стол «Цифровизация государственного управления: достижения и риски», организованный Центром технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС.

 

Участники круглого стола обсудили достижения и риски цифровизации государственного управления в России, а также перспективы развития правового регулирования этого процесса.

Особое внимание было уделено вопросам оценки результативности цифровизации государственного управления с позиции граждан, а также проблемам обеспечения фундаментальных прав человека при использовании искусственного интеллекта в государственном управлении, развития проактивных государственных услуг, использования экспериментов для достижения национальной цели по цифровой трансформации.

В семинаре приняли участие свыше 50 представителей Счетной палаты Российской Федерации, зарубежных и российских научных и экспертных организаций, в том числе Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Государственного университета управления, структурных подразделений, институтов и филиалов РАНХиГС.

Во вступительном слове директора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, д.ф.н. Владимира Южакова был охарактеризован общий подход исследований Центра к вопросам обеспечения качества государственного управления (его обоснованности, результативности и эффективности) и возможности его применения к анализу и проектированию цифровизации и цифровой трансформации госуправления.

С приветственным словом к участникам круглого стола выступил начальник инспекции аудита судебной системы и органов следствия Департамента аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации Алексей Иванченко.

В докладе ведущего научного сотрудника Центра, к.э.н Елены Добролюбовой  «Оценка результативности и рисков цифровизации государственного управления с позиции граждан» были представлены результаты социологического опроса граждан. Как следует из опроса, в большинстве случаев граждане позитивно оценивают влияние цифровых технологий на результативность госуправления, однако и риски цифровизации весьма значительны.

В рамках дискуссии по этому докладу Научный руководитель Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, к.э.н. Андрея Клименко уделил особое внимание рискам устойчивости инфраструктуры цифрового государственного управления в условиях внешних ограничений.

В докладе ведущего научного сотрудника Центра, д.ю.н. Эльвиры Талапиной  «Обеспечение фундаментальных прав человека при использовании искусственного интеллекта в государственном управлении» были рассмотрены основные подходы к регулированию искусственного интеллекта в мире, представлена авторская классификация основных прав человека, наиболее уязвимых перед лицом цифровых технологий, а также систематизация рисков основным правам, вызываемых использованием искусственного интеллекта в государственном управлении. Высказано предложение о введении специальной оценки (экспертизы) рисков основным правам человека в отношении вводимых в государственном управлении технологий искусственного интеллекта.

В выступлении старшего научного сотрудника отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства, заведующего центром научных изданий ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, к.юн. Марии Черемисиновой обозначены главные отличия европейского и китайского подходов к регулированию искусственного интеллекта, подчеркнута значимость оценки рисков основным правам человека, высказано пожелание провести градацию рисков по степени угрозы правам человека (если это возможно).

В докладе научного сотрудника Центра, к.э.н. Дарьи Козяр  «Обработка данных при предоставлении проактивных государственных услуг» были рассмотрены основные риски внедрения проактивного режима оказания госуслуг, связанные с межведомственным взаимодействием, навязыванием госуслуг, нарушением прав человека на частную жизнь и правовыми сложностями обеспечения доступа к данным для органов государственной власти. Для решения обозначенных вопросов была предложена авторская типизация госуслуг по степени проактивности, позволяющая внедрить различные правовые режимы обработки данных, балансирующие права граждан на частную жизнь и возможности государства по сбору необходимых данных, а также системное решение по доработке законов и иных НПА, регулирующих оказание госуслуг, позволяющее закрепить проактивный режим в правовой среде.

В дискуссии по докладу выступил эксперта  АНО «Мосстратегия» Дмитрий Дадайкин, отмечтивший высокую значимость проактивности применительно к госуслугам для юридических лиц, в частности, в вопросах проактивного информирования о доступных инструментах господдержки. Также были обсуждены вопросы мотивации и обеспечения гарантий участия негосударственных организаций в экосистеме оказания услуг в проактивном режиме, ввиду высокой значимости их данных и компетенций  для оказания услуг в новом качестве.

В докладе ведущего научного сотрудника Центра, д.ю.н. Алексея Ефремова «Эксперименты как инструмент достижения национальной цели «цифровая трансформация» были отражены предварительные результаты проводимой Центром оценки результативности и эффективности экспериментов в государственном управлении, ориентированных на достижение национальной цели развития «цифровая трансформация», а также обоснован комплекс предложений по нормативному закреплению системы оценки результативности и эффективности проводимых экспериментов в федеральном законодательстве, регламентах Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, законах и подзаконных нормативных правовых актах субъектов РФ.

В рамках обсуждения этого доклада в выступлении профессора Департамента теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, д.ю.н. Владимира Исакова были рассмотрены проблемы применения экспериментов в российском праве и государственном управлении, вопросы ответственности их инициаторов и участников, готовности субъектов РФ к проведению экспериментов в зависимости от уровня их социально-экономического развития, условия масштабирования экспериментов, в том числе в сфере цифровой трансформации.

В выступлении главного инспектора Счетной Палаты РФ Александра Цымбалова была отмечена актуальность подходов, отраженных в исследованиях Центра, по определению показателей результативности и эффективности проводимых экспериментов на этапе их предварительной оценки в ходе разработки программ и положений о таких экспериментах.

Президентская академия – национальная школа управления