Центр технологий государственного управления

 

Качество государственного управления - важнейший фактор долгосрочного экономического роста и человеческого развития, значимый как для стран с переходной экономикой, так и для развитых государств. В России, несмотря на локальные успехи в отдельных направлениях реформ, качество государственного управления пока нередко выступает не драйвером, а ограничительным фактором социально-экономического развития. Изменение ситуации особенно важно, поскольку в условиях пандемии и внешнего давления роль государства в регулировании общественных отношений выросла.

Проведенный авторами монографии (коллектив научных сотрудников Центра технологий государственного управления ИПЭИ) анализ свидетельствует о том, что пока качество российского государственного управления не соответствует роли России в мировой экономике. При этом опыт как российских, так и зарубежных реформ показывает, что системное и устойчивое повышение качества государственного управления потребует комплексного, скоординированного подхода с ориентацией на достижение четких конечных общественно значимых результатов.

В исследовании авторы с учетом анализа современных тенденций и вызовов социально-экономического развития обосновывают систему требований к качеству государственного управления, проводят комплексную оценку соответствия российской нормативно-правовой базы и практики этим требованиям как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в функциональном разрезе.

По итогам оценки, опираясь на отечественный и зарубежный опыт реформирования и совершенствования государственного управления, авторы исследования выделяют 10 приоритетных направлений дальнейшей работы по каждому из ключевых параметров качества государственного управления (его обоснованности, результативности и эффективности). Так, повышению обоснованности принимаемых решений должны помочь направления «Доказательное регулирование», «Открытость по умолчанию» и «Защита прав граждан и организаций в условиях цифровой трансформации». На рост результативности государства сориентированы направления «Четкие, измеримые и достижимые результаты», «Простая и понятная система стратегического, тактического и операционного планирования, ориентированная на результат», «От констатации рисков к управлению рисками». Направления «Эффективность – оптимальное соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов» и «Стратегическое управление кадрами» призваны обеспечить повышение эффективности государственного управления. Наконец, два направления – «Клиентоцентричность: системный учет позиции, выгод и издержек бенефициаров (граждан и бизнеса) при принятии решений» и «Реальная ответственность за результат и делегирование управленческих полномочий» - являются сквозными и способствуют улучшению всех параметров качества государственного управления.

Некоторые из направлений дальнейшей работы призваны уточнить и обеспечить полную реализацию тех подходов, которые внедряются уже не первый год (например, «Открытость по умолчанию» или «Четкие, измеримые и достижимые результаты»). Значимость других направлений, например, по управлению рисками и защите прав граждан и организаций в условиях цифровой трансформации особенно выросла в условиях пандемии. Некоторые направления, например, клиентоцентричность, уже сегодня признаны приоритетными на уровне Правительства Российской Федерации. Для значимого повышения качества государственного управления, по мнению авторов, необходима согласованная и синхронизированная работа по всем десяти указанным направлениям.

Монография ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся вопросами улучшения государственного управления в России и за ее пределами.

 

Президентская академия – национальная школа управления