14 сентября 2021 г. состоялся научно-практический онлайн-семинар Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС «Цифровизация государственного управления: промежуточные результаты и факторы успеха».

В работе семинара приняли участие Директор Департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Минэкономразвития России Е.В. Казмерчук, представители Счетной Палаты Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного университета, Волгоградского государственного университета и других научных, образовательных и экспертных организаций, а также представители бизнеса.

Открывая семинар, директор ЦТГУ, д.философ.наук, профессор Владимир Южаков обратил внимание на то, что в основе результатов, представляемых на семинаре, лежат более ранние теоретические и методологические разработки Центра, в частности, понимание качественного (надлежащего) государственного управления как единства трёх параметров: обоснованности, результативности и эффективности. Это понимание качественного государственного управления изложено в подготовленном в ЦТГУ «Инициативном проекте закона об обеспечении качества государственного управления», а также в более поздней (2021 г.) книге - «Оценка качества государственного управления: обоснованность, результативность, эффективность». Предложенное понимание означает, что в конечном счете успех цифровизации зависит от того, насколько она повышает результативность и эффективность, а также снижает необоснованное вмешательство государства в отношении государственного управления в целом, типов государственных функций, отдельных государственных функций, субъектов госуправления.

В своем выступлении по оценке промежуточных результатов цифровизации государственного управления заместитель директора ЦТГУ, к.э.н., Елена Добролюбова отметила неравномерность цифровизации государственного управления. Так, влияние цифровизации на повышение качества госуправления с позиции граждан выше, чем с позиции бизнеса и государства, а эффекты от цифровой трансформации государственных услуг более ощутимы по сравнению с использованием цифровых технологий для реализации иных типов государственных функций. Пандемия коронавирусной инфекции стала одним из факторов, стимулирующих цифровое взаимодействие граждан и бизнеса с государством. Но сама по себе интенсификация такого взаимодействия не всегда означает рост качества государственных услуг, снижение рисков причинения вреда, оптимизацию издержек граждан, бизнеса и государства. Напротив, и граждане, и эксперты все чаще отмечают растущие риски цифровой трансформации, связанные с защитой персональных данных и неприкосновенности личной жизни.

3

Директор Департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Минэкономразвития России Елена Казмерчук в своем докладе охарактеризовала новые принципы предоставления государственных услуг в рамках цифровой трансформации, предусматривающие реализацию реестровой модели, предоставление услуг в упреждающем (проактивном) режиме, создание возможностей организации предоставления государственных услуг коммерческими и некоммерческими организациями, а также внедрение цифровых административных регламентов, предусматривающих в том числе и машиночитаемое описание услуг. Среди приоритетов цифровой трансформации государственного управления в интересах бизнеса важным направлением является переход к цифровому взаимодействию при предоставлении лицензий и разрешений.

Александра Старостинам.н.с. ЦТГУ РАНХиГС, представила результаты количественного анализа факторов, влияющих на успех цифровизации государственного управления, как на международном уровне, так и в российских регионах. Проведенные Центром расчеты показывают, что «предложение» цифровых государственных услуг (индекс онлайн-услуг) зависит прежде всего от технологических факторов, результативности государственного управления и уровня образования населения. В то же время спрос на взаимодействие с государством в электронном виде определяется не только социально-демографическими факторами, такими как возраст и уровень дохода, но и практическим опытом граждан по взаимодействию с государством.

Оценивая среднесрочные перспективы цифровизации госуправления, Елена Добролюбова отметила, что отмечается несоответствие между крайне амбициозными задачами по повышению доступности и востребованности цифрового взаимодействия в сфере государственных услуг и государственного контроля (надзора), с одной стороны, и весьма скромной оценкой эффектов от реализации этих задач для граждан, бизнеса и государства – с другой. Недостаточное внимание уделяется и рискам реализации ведомственных программ цифровой трансформации, что может повлиять на достижение их ожидаемых результатов.

Презентации: 

1. Добролюбова Е.И. (Оценка промежуточных результатов цифровизации государственного управления для граждан, бизнеса и государства)
2. Добролюбова Е.И. (Перспективы цифровизации федеральных органов исполнительной власти: анализ показателей ведомственных программ цифровой трансформации)
3. Старостина А.Н. (Факторы, влияющие на уровень цифровизации государственного управления в зарубежных странах и в российских регионах)