6 июля Центр технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС провел научно-практический онлайн-семинар на тему «Оценка регулятивной нагрузки и качества контрольно-надзорной деятельности государства с позиции бизнеса».

В работе семинара приняли участие А.В. Вдовин, Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России, В.Ф. Коломиец, Директор Департамента аудита государственного управления, Г.А. Борщевский, главный советник Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители заинтересованных органов государственной власти, объединений бизнеса (РСПП, ТПП, ОПОРЫ России, Российского зернового союза), научных и экспертных организаций.

Открывая семинар, директор Центра технологий государственного управления Владимир Южаков отметил, что основной задачей проводимых РАНХиГС социологических опросов частных хозяйствующих субъектов является оценка влияния государственного контроля на защиту охраняемых законом ценностей «глазами бизнеса». Поскольку предыдущие раунды исследования были проведены в 2017 г. (на старте реализации приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности) и в 2020 г. (когда было принято новое законодательство о государственном контроле), результаты опроса 2021 г. дают возможность проанализировать динамику оценки качества государственного контроля с позиции бизнеса.

В своем вступительном слове Александр Вдовин отметил, что в настоящее время осуществляется активное внедрение целевой модели контрольно-надзорной деятельности, предусматривающей реализацию риск-ориентированного подхода и развитие профилактических мероприятий. Важными новеллами нового законодательства о государственном контроле (надзоре) являются система досудебного обжалования решений органов государственного контроля, а также активное внедрение цифровых технологий, в том числе, создание Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий.

Как отметил Владимир Южаков, в целом по итогам опросов доля частных хозяйствующих субъектов, отмечающих общее положительное влияние государственного контроля на деятельность предприятий, снизилась с 34,6% в 2017 г. до 25,2% в 2021 г. Представители бизнеса все реже отмечают влияние госконтроля на снижение рисков причинения вреда конкретным охраняемым законом ценностям. Так, в 2021 г. 42,4% граждан отметили влияние госконтроля на снижение рисков причинения вреда жизни и здоровью граждан (в 2017 г. – 47,6%); 26,6% отметили влияния контрольно-надзорной деятельности государства на снижение рисков причинения ущерба имуществу (в 2017 г. – 36,7%), 17,4% респондентов отметили ее влияние на снижение рисков нарушения законных прав и интересов граждан и организаций (в 2017 г. – 25,5%). Лишь 20,6% респондентов отмечают влияние последней проверки на повышение безопасности продукции, 32,3% - на рост безопасности производственных процессов, 25,9% - на рост безопасности производственных объектов.

При этом, как отметил директор Центра социально-политического мониторинга ИОН Андрей Покида, оценка бизнесом адекватности и исполнимости обязательных требований практически не изменилась. Так, 32,5% респондентов отмечают, что установленные в сфере их деятельности обязательные требования являются избыточными и не адекватны реальным рискам причинения вреда. Почти половина (44,5%) представителей частного бизнеса отмечают, что обеспечить выполнение всех обязательных требований сложно или невозможно.

При этом уровень доверия представителей частного бизнеса контрольно-надзорным органам весьма высок. По итогам опроса он составил 60,2%. Для сравнения, среди граждан доверяют органам государственного контроля 44,9%. Уровень доверия частного бизнеса контрольно-надзорным органам зависит, в частности, от оценки профессионализма и компетентности инспекторского состава, а также от восприятия их действий как законных, справедливых и беспристрастных.

Оценивая уровень регулятивной нагрузки, ведущий научный сотрудник ЦТГУ Добролюбова Елена отметила, что в целом регулятивная нагрузка на бизнес составляет 27% от выручки предприятий. Из них 7,8% приходится на издержки, связанные с исполнением обязательных требований (содержательных и информационных). Большинство частных предприятий отмечает рост уровня общей регулятивной нагрузки (44,8%) или отсутствие изменений (45,4%) за последний год. Снижение общей регулятивной нагрузки отмечают лишь 3% опрошенных представителей бизнеса. Чаще всего рост регулятивной нагрузки связан с ростом затрат на исполнение обязательных требований (49,5% респондентов), однако треть опрошенных отмечает также и рост административных издержек по взаимодействию с органами власти.

Снижение общего числа проверок и связанных с ними материальных затрат привели к снижению административных издержек, связанных с взаимодействием с контрольно-надзорными органами. Однако данные издержки составляют лишь небольшую часть от общей административной нагрузки.

По итогам дискуссии участники семинара согласились с тем, что оценивать эффект от нового федерального законодательства о государственном контроле (надзоре) пока преждевременно. Необходимо продолжение мониторинговых исследований, позволяющих оценить влияние «регуляторной гильотины» и реформы государственного контроля как на безопасность хозяйственной деятельности, так и на издержки бизнеса, связанные с реализацией обязательных требований.

Презентация:

1. Елена Добролюбова

2. Владимир Южаков, Андрей Покида