Издательский дом «Дело» РАНХиГС опубликовал подготовленную Центром технологий государственного управления ИПЭИ (далее – ЦТГУ) монографию - «Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления».
Авторы – ведущие научные сотрудники ЦТГУ: д.филос.н. В.Н. Южаков, д.юрид.н. Э.В. Талапина, к.э.н. Е.И. Добролюбова, д.юрид.н. Ю.А. Тихомиров.
Монография обобщает итоги научного исследования, проводившегося в рамках государственного задания РАНХиГС. Ключевая цель исследования - повышение качества российского государственного управления путем систематизации его нормативного регулирования. В монографии представлены основные итоги этой работы – концептуальные основы разработки законодательства о государственном управлении, ориентированного на повышение его качества, и подготовленный в соответствии с этими основами инициативный проект федерального закона об обеспечении качества государственного управления.
Подготовленный законопроект - первая попытка системного правового регулирования государственного управления в современной России. По мнению авторов, его принятие позволит одновременно ликвидировать многие законодательные пробелы, разрешить накопившиеся нормативные противоречия и сориентировать систему государственных органов, государственных служащих на качественное исполнение ими всех типов государственных функций, на качественное государственное управление.
Разработчики выделяют три основных признака качественного государственного управления:
- обоснованность государственного вмешательства: государство должно вмешиваться в экономические и социальные процессы только тогда, когда отсутствие такого вмешательства представляет собой значимые риски для общества, экономики и граждан;
- результативность: достижение конечных общественно значимых результатов и необходимых для этого промежуточных и непосредственных результатов должно стать смыслом и основным содержанием государственного управления;
- эффективность: обеспечение достижения ожидаемых результатов с наименьшим использованием ресурсов либо достижения более высоких результатов с использованием заданного объема ресурсов.
Законопроект определяет требования к целям, задачам и порядку осуществления государственного управления, призванные обеспечить его качество – его обоснованность, результативность и эффективность. В результате установления единых требований ко всем органам власти обеспечиваются не только унификация процесса государственного управления, но и последовательное повышение его качества.
В законопроекте различаются циклы государственного управления (стратегический, тактический, операционный), формулируются условия для осуществления «порученческого» цикла, призванного обеспечить взаимосвязь решения текущих задач с реализацией стратегических приоритетов. Авторы предлагают типологию государственных функций, отвечающую задачам повышения качества государственного управления.
Публикуя подготовленный в инициативном порядке законопроект, авторы хотели бы активизировать обсуждение проблематики правового обеспечения повышения качества государственного управления и той его модели (государственного управления по результатам), которую предлагается реализовать в России с помощью этого законопроекта.
По вопросам приобретения книги, а также с замечаниями и пожеланиями по предложенному инициативному проекту федерального закона об обеспечении качества государственного управления можно обратиться к Александре Ильиной по адресу
Очную презентацию монографии и публичное обсуждение законопроекта планируется провести по окончании противоэпидемических мероприятий.
Монография размещена в репозитарии академии.
Публикации авторов по теме монографии