Центр технологий государственного управления

 
23 октября Центр технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС провел научно-практический семинар по теме «Оценка результативности и эффективности цифровизации государственного управления».

В работе семинара приняли участие представители Счетной Палаты Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве РФ, Центра стратегических разработок, научных и экспертных организаций.

В своем вступительном слове директор Центра Владимир Южаков акцентировал внимание на необходимости оценки влияния цифровизации государственного управления на все параметры его качества – обоснованность, результативность и эффективность. В отсутствие такой работы есть риск «цифровизации ради цифровизации», когда при значительном объеме вкладываемых ресурсов эффект от применения цифровых технологий может быть минимальным. К сожалению, пока используемые в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» показатели не позволяют по большей части оценить конечные общественно значимые результаты реализации его мероприятий, что повышает риски выполнения проекта.

Елена Добролюбова представила основные разработанные Центром подходы к оценке результативности и эффективности государственного управления. На основе анализа международного опыта и российской практики была представлена комплексная система показателей результативности и эффективности цифровизации государственного управления, учитывающая возможные эффекты от цифровизации для всех заинтересованных сторон: граждан, бизнеса, государственных органов (и государства в целом) и государственных служащих. Отдельный блок показателей связан с оценкой рисков цифровизации государственного управления и уровня цифрового доверия граждан.

Проведенный в рамках семинара экспертный опрос показал, что, по мнению участников, цифровизация государственного управления может иметь не только положительные, но и отрицательные эффекты для заинтересованных сторон; эти эффекты необходимо минимизировать. Участники семинара чаще отмечали скорее положительное и крайне положительное влияние цифровизации государственного управления на граждан (60% опрошенных) и бизнес (53,3% опрошенных). А вот в положительном эффекте цифровизации для государства и государственных служащих уверены менее половины участников экспертного опроса (46,7%): данные категории бенефициаров чаще сталкиваются как с преимуществами, так и с недостатками цифровизации.

По итогам дискуссии предложенные подходы к оценке результативности и эффективности цифровизации государственного управления были в целом одобрены. В качестве одного из важнейших параметров мониторинга и оценки было рекомендовано выделить вопрос цифрового доверия и минимизации рисков, связанных с цифровой трансформацией государственного управления для всех его участников. С целью обеспечения объективности результатов мониторинга и оценки участники семинара рекомендовали наряду с процессами управления проектом предусмотреть процедуры внешнего аудита результативности и эффективности цифровизации государственного управления.

Презентация Добролюбовой Елены

Список публикаций сотрудников ЦТГУ по тематике семинара:

  1. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. – 2019. – 114 с.
  2. Добролюбова Е.И. Проблемы использования информационных технологий в рамках внедрения управления по результатам // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. - № 1 (75). - С. 49-54.
  3. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018, № 4. – С. 70-93.
  4. Добролюбова Е.И., Александров О.В. Программа развития цифровой экономики в России: предложения по целям, задачам, показателям и мерам государственного регулирования с учетом опыта стран ОЭСР // В сборнике: Государственное управление в Российской Федерации: вызовы и перспективы.  Материалы 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке» 25 мая 2017 г. – 2018. – с. 32-40.
  5. Dobrolyubova E.I., Alexandrov O.V., Efremov A.A. (Добролюбова Е.И., Александров О.В., Ефремов А.А.) Is Russia Ready for Digital Transformation? – Communications in Computer and Information Science. – 2017. – Vol. 745. – pp. 431-444.
  6. Добролюбова Е.И. Совершенствование правового регулирования информационного обеспечения государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017, № 2. – с. 24-28.
  7. Dobrolyubova E., Alexandrov O. (Добролюбова Е., Александров О.) E-Government in Russia: Meeting Growing Demand in the Era of Budget Constraints // Digital Transformation and Global Society: First International Conference, DTGS 2016, St. Petersburg, Russia, June 22-24, 2016, Revised Selected, (Springer). – pр. 247-257.
  8. Добролюбова Е.И., Александров О.В., Талапина Э.В. Развитие цифровой экономики: подходы ОЭСР и приоритеты для России. – Государство и граждане в электронной среде. Труды XIX Объединенной научной конференции «Интернет и современное общество» (сборник научных статей). – Москва, 2016.
Президентская академия – национальная школа управления