Печать

В заключительный день форума, 17 января, состоялась экспертная дискуссия, посвященная оценке возможности улучшения методических подходов к оценке результативности контрольно-надзорной деятельности государства, ее совершенствования и реформы, а также обсуждению существующих практик и перспектив. Центральной темой стал вопрос о мере, в которой учитываются и в которой должны учитываться оценки гражданами результативности контрольно-надзорной деятельности государства в ее организации, совершенствовании и реформировании. 

Ключевым докладчиком выступил Владимир Южаков, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. По его словам, существуют три бенефициара контрольно-надзорной деятельности: государство, бизнес и граждане. Однако до сих пор деятельность органов в основном защищала бизнес. «Деятельность контрольно-надзорных органов должна быть направлена на защиту значимых для граждан ценностей, от жизни и здоровья до архитектурных памятников, от всех видов рисков», - пояснил докладчик.

По его мнению, для адекватной оценки степени защищенности охраняемых законом ценностей необходимо опрашивать всех граждан, а не только тех, кто обращается в контрольно-надзорные органы. Такой опрос был проведен Центром технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Его ключевыми показателями стали следующие вопросы: сталкивались ли граждане с необходимостью защиты ценностей и как они оценивают уровень защищенности и результаты обращения в контрольно-надзорные органы.

По данным исследования, 76% респондентов сталкивались с необходимостью защиты ценностей, а 30% оценили уровень защищенности как достаточный. При этом 70% граждан считают, что их защищенность в основном зависит от их собственных действий.

По словам директора центра, основной показатель результативности контрольно-надзорной деятельности – улучшение оценки гражданами уровня своей защищенности.

Валентин Летуновский, заместитель начальника Контрольного управления президента Российской Федерации, заявил: «Нужно определиться, собираемся ли мы совершенствовать контрольно-надзорную деятельность или реформировать. Реформированием можно заниматься лишь тогда, когда достигнут максимум совершенствования». Он считает, что после создания упорядоченной нормативно-правовой базы можно начать развивать риско-ориентированный подход и цифровой контроль.

Константин Никитин, заместитель директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, рассказал о работе своего ведомства в этом направлении. Минэкономразвития разработало стандарт оценки результативности, который включает в себя пять элементов: инфраструктуру, данные, оценку, управленческие решения и смежные процессы.

Видеозапись экспертной дискуссии

Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019