Печать

12 сентября в РАНХиГС был проведен семинар Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС (ЦТГУ) по теме «Перспективы совершенствования структуры денежного содержания государственных гражданских служащих».

Указом Президента РФ от 11 августа 2016 № 403 утверждены Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 гг., а также определены основные задачи, направленные на их реализацию. В соответствии с Основными направлениями, в целях повышения престижа государственной гражданской службы предусмотрено завершение реализации мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания. Однако до настоящего времени значимых изменений в структуре денежного содержания гражданских служащих не произошло.

Участники семинара обсудили ключевые проблемы структуры денежного содержания российских государственных гражданских служащих и оптимальные направления ее совершенствования. Как отметил в своем вступительном слове Директор ЦТГУ Владимир Южаков, совершенствование структуры денежного содержания гражданских служащих должно быть направлено на обеспечение повышения результативности их профессиональной служебной деятельности, более жесткой связки между достигаемыми результатами и уровнем оплаты труда.

Представляя результаты оценки конкурентоспособности государственной службы, Людмила Татаринова, доцент ИГСУ РАНХиГС, отметила, что несмотря на определенный рост уровня оплаты труда на государственной службе и рост престижа государственной службы в обществе, непрозрачность структуры денежного содержания и высокий уровень субъективизма при оценке результативности профессиональной служебной деятельности и распределении премий снижает мотивацию гражданских служащих. В условиях непрозрачности распределения стимулирующих выплат эффект от повышения доли переменной части оплаты труда на госслужбе оказался существенно ниже, чем ожидалось.

Заместитель директора ЦТГУ Елена Добролюбовав своем выступлении подчеркнула, что в практике стран ОЭСР сохраняется активное использование принципов оплаты труда по результатам; при этом доля переменной части оплаты труда в большинстве стран ОЭСР колеблется от 10% до 30%, а в российском частном секторе она составляет от 22% до 27%. Таким образом, сложившаяся ситуация, при которой порядка 48% фонда оплаты труда федеральных органов исполнительной власти и 37% фонда оплаты труда их территориальных органов направляется на переменную часть оплаты труда, не соответствует ни практике частного сектора, ни практике большинства зарубежных стран. Фактически вместо увязки результатов и оплаты труда мы имеем средства стимулирования, используемые для компенсации разрыва в уровне оплаты труда между государственными органами и негосударственными организациями.

Сложившаяся структура денежного содержания гражданских служащих, на наш взгляд, нуждается в серьезных изменениях. Необходимо значительно повышать долю должностного оклада, вводить региональные коэффициенты, позволяющие адаптировать оплату труда на госслужбе к реалиям региональных рынков труда, а также выделять 20% - 30% фонда оплаты труда на премирование по результатам. При этом премии должны перестать быть «автоматическими»: недостижение требуемого уровня результативности должно приводить к невыплате премиальных средств.

В рамках дискуссии доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы ИГСУ РАНХиГС  Тигран Занко проиллюстрировал выявленные проблемы в сфере структуры денежного содержания и возможные направления их решения на примере практики оплаты труда на государственной службе в США и Германии. Активное участие в дискуссии также приняли Елена Масленникова, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления РУДН, Владимир Жильцов, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУ РАНХиГС и Мария Гулиева, Руководитель направления по оплате туда Консалтбюро «Ставка».

В целом, результаты дискуссии показали необходимость совершенствования структуры денежного содержания государственных гражданских служащих, в том числе, с учетом передового международного опыта иных федеративных государств.

Публикации Центра технологий государственного управления по тематике семинара:

  1. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Южаков В.Н. Численность и оплата труда федеральных государственных гражданских служащих в условиях внедрения программно-целевых и проектных подходов / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н. Южаков. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС (Технологии государственного управления), 2018. – 150 с.
  2. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Способы материального стимулирования на государственной гражданской службе // Государственная служба: управление кадрами: сб. науч. статей / под науч. ред. Д.А. Буташина и А.В. Сороко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – с. 155-195.
  3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Оценка результативности и оплата труда по результатам: международный опыт // Общественные финансы. – 2015, № 1 (31). – с. 62-73.
  4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Александров О.В., Татаринова Л.Н., Масленникова Е.В. Практика и перспективы развития мер материального стимулирования государственных гражданских служащих: монография. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС (Технологии государственного управления), 2016. – 224 с.
  5. Южаков В. Оклад и стимулирующие выплаты // Государственная служба. – 2015, №2. – с. 53-57.

Презентация: «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»