Центр научно-технической экспертизы

 

3 ноября 2021 года прошел экспертный семинар «Факторы сдерживания и ускорения развития технологического предпринимательства в университетах России» Центра научно-технической экспертизы Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 

На экспертное обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • «Какие базовые факторы успешного университетского технологического предпринимательства до настоящего дня отсутствуют в России?»
  • «Возможно ли технологическое предпринимательство в университетах в отсутствии финансовых ресурсов?»
  • «Как можно сформулировать «рецепты быстрых побед»?

В дискуссии приняли участие представители Государственной Думы, Минобрнауки России, ведущих университетов из 35 регионов Российской Федерации.

Модератор семинара,  профессор Центра научно-технической экспертизы Владимир Зинов привел 6 фактов, дающих основание оценить продуктивность технологического предпринимательства в России как недостаточную:

  • Из 2237 стартапов с российскими основателями, созданных в 2011-2020 гг., 70% локализовали головной офис за пределами России (из них половина — в США, 10% — в Великобритании) .
  • В 2019 г. в реализации совместных проектов с научными организациями и вузами участвовали лишь 2 % промышленных предприятий.
  • В 2019 г. доля приобретенных технологий, включая права на патенты и лицензии, в затратах на технологические инновации составила всего лишь 1,4%.
  • В 2020 г. на ранней стадии стартапов состоялся всего лишь один выход.
  • В 2020 г. инвестиции фондов в стартапы посевной, начальной, ранней стадии сократились до 0,9 млрд руб (43 сделки) против  3,7 млрд руб. и 148 сделок в 2017 г.
  • В 2019 г. 80% МИП в научно-образовательной сфере имели годовую выручку до 1 млн руб., из них 60% – нулевую выручку, еще 5% – до 100 тыс. руб.

Одновременно модератор напомнил, что 19 июля 2021 г. на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам создание вокруг университетов экосистемы технологического предпринимательства  названо важнейшей стратегической  инициативой и рассматривается как инструмент социально-экономического, технологического и пространственного развития страны.

Директора Центра Наталия Куракова напомнила участникам семинара факторы успешного университетского технологического предпринимательства, сформулированные Мартином Хинулем, являющимся создателем самого быстрорастущего в Европе технологического кластера Лёвенского каталического университета, 5 лет подряд занимающего первое место в мировом рейтинге предпринимательских вузов.  К критически важным условиях он отнес: наличие региональных центров исследовательского превосходства; присутствие технологических предпринимателей как образцов для подражания; наличие средств для посевного финансирования; подготовку рынка для инновационной продукции университета на местном, региональном и международном уровнях;  развитую инновационную инфраструктуру; присутствие в регионе международных компаний; сетевое взаимодействие всех авторов регионального технологического развития.Куракова попросила экспертов выделить самые критические из перечисленных факторов для региональных вузов России.

Несмотря на того, что вопрос «Возможно ли технологическое предпринимательство в университетах в отсутствии финансовых ресурсов?» всеми участниками семинара был воспринят как риторический, объемы и формы инвестиционной деятельности зарубежных вузов известны далеко не всем, поскольку подобная информация не является общедоступной. ЦНТЭ познакомил участников обсуждения с результатами выполненного анализа сделок слияния и поглощения, в которых в качестве покупателей участвовали ведущие университета мира.Представленные данные продемонстрировали, какой широкий набор инвестиционных инструментов профессиональных управляющих компаний используют сегодня зарубежные университеты для диверсификации источников своего финансирования и поддержки, созданных в вузах стартапов. 

Проректор Национального исследовательского Томского государственного университета Константин Беляков согласился с тем, что результаты технологического предпринимательства, созданные в региональных университетах, сегодня активно вымывается за пределы РФ, сокращая важную экономическую составляющую регионов. Третья миссия университетов продолжает оставаться в большей мере декларативной, поскольку университет не дает студенту ни теории, ни практики для создания юридического лица, ни умения продавать технологические идеи. Поэтому для развития университетского предпринимательства, в первую очередь, нужно решить две главные проблемы: научить студентов и преподавателей продавать технологические решения и идеи и создать на них запрос. Одновременно нужно менять уставы университетов, чтобы у них возникла возможность инвестировать в стартапы.

Первый проректор Уральского федерального университета (УрФУ) Сергей Кортов заметил, что на его  памяти это - уже третий «приступ технологического предпринимательство»: первый случился в 1994 г. в связи с созданием Фонда Бортника, второй  - в 2009 г. с принятие 217- ФЗ . Итоги реализации 217- ФЗ, по оценке эксперта, можно считать провальными:  из 3000 созданных в стране МИП лишь 10 вышли на уровень годовой выручки свыше 100 млн руб. в год. Из 95 стартапов, созданных  в УрФУ,  выжили лишь 10, из которых 5 в 2017-2019  гг. продали доли университета со  средней суммой  выплаты 3 млн руб. Чтобы избежать уже сделанных ошибок, эксперт  выделил  ключевые барьера для регионального технологического предпринимательства. На первое место он поставил рынок сбыта. Индустриальные партнеры университетов отказываются  вступать в сделки слияния и поглощения, поскольку для них это - сложный корпоративный процесс ради 20-30 млн руб. Их типовая позиция: «Подготовьте проект и передайте его нам». Иными словами, корпоративный сектор  остается  покупателем НИОКР, но не стартапов. Второе условие: университетская среда должны быть, как минимум,  нейтральной к предпринимательству, пока же  на уровне кафедр к нему возникает сопротивление. «Нужны не лозунги, а внятные финансовые модели, из которых должно быть понятно, как предпринимательство помогает расширению финансовых возможностей вуза». Третье условие – решение  проблемы посевного финансирования, которую  до сих пор не закрывают ни венчурные фонды, ни господдержка, ни корпоративный сектор. При этом все хотят получить профессиональные продукт и профессиональную команду, а не совокупность возбужденных идеями предпринимательства плохо обученных студентов.

По мнению Михаила Федотова, представляющего Центр инновационного развития медицинского приборостроения Нижегородского государственного университета,   студенческого предпринимательства не может быть без качественного проекта, большая же часть университетских стартапов являются сырыми и имеют низкую рыночную активность. «Поток студенческих стартапов скуден, единая методика описания проектов отсутствует, нет  стимулов и мотивации. Не каждый вуз располагает возможностями пригласить дорогого специалиста по коммерциализации разработок, поэтому нужны сервисы, предлагающие автоматизированные алгоритмы, которые формируют единый подход и единый язык для деловой коммуникации всех участников процесса. А для реализации инициативы «Стартап как второй диплом» нужна еще и единая платформа», - отметил эксперт.

Екатерина Морозова, директор Открытого университета Сколково, полагает, что для развития технологического предпринимательства нужно, в первую очередь,  решить две  задачи: популяризацию технологического предпринимательства и обеспечение базовых знаний студентов. Для этого Минобрнауки России в ноябре 2021 г. объявил Всероссийский конкурс молодых технологических предпринимателей, для которых приготовлена предакселерационная программа, включающая 6 образовательных модулей на платформе ФРИИ. Все студенты, прошедшие это обучение, получат сертификат фонда Сколково. Критически важно при этом построить систему взаимодействия с региональным предпринимательским сообществом. Открытый  университет Сколково подготовил рекомендации, как грамотно выстроить модель такого взаимодействия.

Итоги дискуссии подвел Павел  Кондрашов, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, который резюмировал, что для регионального технологического предпринимательства нужна, в первую очередь, развитая экосистема, способная воспринять и укоренить созданные в университете стартапы. Факторы сдерживания технологического предпринимательства эксперт предложил оформлять в виде дорожной карты и помнить, что у большинства обсуждаемых инициатив до сих пор нет нормативного обеспечения.

Президентская академия – национальная школа управления