Центр научно-технической экспертизы

 

1 июня в РАНХиГС состоялся экспертный онлайн семинар «Национальный реестр инжиниринговых компаний как инструмент эффективного сетевого аутсорсинга», организованный Центром научно-технической экспертизы Института прикладных экономических исследований.

Приглашенным к участию в семинаре экспертам предлагалось обсудить проблемы взаимодействия отечественных инжиниринговых центров и крупных компаний и предложить подходы к снятию барьеров развития рынка инжиниринговых услуг в России. Еще одной актуальной темой обсуждения стала оценка перспектив создания Национального реестра инжиниринговых компаний для активизации их сетевого взаимодействия.

Своим видением проблем становления отечественного рынка услуг индустриального инжиниринга поделились представители Минпромторга России, Агентства по технологическому развитию, Отраслевого отделения по инжинирингу «Деловая Россия», руководители инжиниринговых компаний и университетских инжиниринговых центров.

Модератор дискуссии, Владимир Зинов, в качестве ключевых вопросов, не получивших решения в ходе реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по инжинирингу и промышленному дизайну в 2014-2019 гг., выделил трудности построения взаимодействия инжиниринговых компаний с крупными предприятиями реального сектора экономики и отсутствие инструментов их сетевого взаимодействия. Созданный в 2014 г. на ГИС Промышленность портал Инжиниринг, по оценке модератора, пока нельзя рассматривать в качестве работающей платформы, обеспечивающей результативное взаимодействие участников этого рынка.

Николай Колпаков, руководитель АНО «Инновационный инжиниринговый центр», в число соучредителей которого вошли несколько крупнейших российских корпораций, поделился своим пониманием барьеров, ограничивающих деятельность инжиниринговых компаний на современном этапе. По его мнению, ключевой проблемой является отсутствие консолидированного заказа на инжиниринг, позволяющего сформировать достаточный по объему внутренний рынок высокотехнологичного продукции. Без такой консолидации уровень операционных затрат на создание ограниченного числа экземпляров наукоемкого оборудования делает предложения инжиниринговых компаний экономически неубедительными для заказчика.

В настоящее время в России узкоспециализированных инжиниринговых компаний по сравнению с европейскими странами намного меньше, что не позволяет крупному заказчику обеспечить все этапы проектов полного жизненного цикла за счет услуг отечественного инжиниринга и вынуждает его обращаться за инжиниринговыми услугами в зарубежные компании. Это, в свою очередь, приводит к сокращению объемов и без того небольшого внутреннего рынка инжиниринговых услуг в России. Возникает порочный круг, выйти из которого можно лишь путем формирования внутреннего спроса на подобные услуги в ручном режиме. Для решения этой задачи, по мнению Н.Г. Колпакова, полезно провести рейтингование отечественных инжиниринговых компаний на основе отзывов заказчиков, подобно тому, как это происходит в агрегаторах.

Проблему сбора достоверных данных об инжиниринговых компаниях на основе их сертификации отметил и Алексей Матушанский, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России. По его мнению, такую задачу должна взять на себя саморегулируемая профессиональная организация (СРО), а министерство не должно и не может выполнять подобные функции.

Ведомство в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом предложило новую «Дорожную карту» по инжинирингу и промышленному дизайну на 2020-2025 гг. Кроме того, готовятся поправки в постановление Правительства №719 от 2015 г., согласно которым оказание инжиниринговых услуг российскими компаниями станет дополнительным критерием отнесения выпускаемой продукции к произведенной на территории РФ. Алексей Матушанский убежден, что внесение этого добавления приведет к активизации процесса самоидентификации российских инжиниринговых компаний и к актуализации существенного Реестра в рамках ГИС Промышленность.

Антон Подкуйко, заместитель генерального директора Агентства по технологическому развитию, рассказал о собственном опыте использования Реестра инжиниринговых компаний в его текущей редакции. Агентство получило от ПАО «Газпромнефть» заказ на создание пластиковых изделий, для чего с использованием Реестра была сформирована выборка из примерно 100 компаний, имеющих соответствующие компетенции. Однако только 47 из 100 выразили готовность оказать запрашиваемые услуги, и лишь одна из 47 компаний подтвердила свои компетенции соответствующими сертификатами, перечнем доступного оборудования и сведениями о ранее выполненных работах. Поэтому задача создания Национального реестра останется нерешенной, «пока не появится сто компаний, которые были бы сами заинтересованы в создании системы добровольной сертификации».

Наталия Кириллова, генеральный директор АО «Фирма «Перманент К&М», Председатель отраслевого отделения по инжинирингу ФМоС «Деловая Россия», опираясь на более чем 20 летний опыт, акцентировала проблему отсутствия в России поставщиков инжиниринговых услуг первого уровня, поскольку с большим числом малых инжиниринговых компаний крупному заказчику взаимодействовать неудобно. При этой деятельности чрезвычайно важно соблюдение конфиденциальности, поскольку заказчик всегда расценивает передаваемую информацию как стратегически ценную, и лишь небольшой круг инжиниринговых компаний могут иметь достаточный уровень его доверия. Поэтому создание СРО и сертификация инжиниринговых компаний — это первоочередные задачи, от решения которых зависит развитие российского рынка инжиниринговых услуг.

Важность доверия между заказчиком и поставщиком таких услуг разделяет и Сергей Кортов, Первый проректор Уральского федерального университета. Причем это доверие возникает, как правило, при активном участии органов региональной власти в деятельности профессионального сообщества (Союз металлургов или Союз главных конструкторов). Компании доверяют университетскому инжиниринговому центру УрФУ потому, что у него имеется набор признаков ответственности (государственных лицензий и сертификатов). Сегментация поставщиков инжиниринговых услуг первого уровня должна быть формализована государством. Крайне важна и кластеризация инжиниринговых компаний по отраслевому или региональному принципам, «однако кто-то должен брать на себя объединяющую роль, поэтому национальный реестр крайне необходим».

Сергей Никитенко, Директор ООО «ИнТехПромИнжиниринг», обратил внимание участников семинара на отдельные разделы нового Плана мероприятий («Дорожная карта») по инжинирингу и промышленному дизайну. Недоумение эксперта вызвал факт отсутствия в разделе 4 «Механизмы координации» описаний конкретных механизмов, а в разделе 6 «Меры поддержки инжиниринговых компаний» - упоминаний о каких бы то ни было мерах поддержки. В качестве проблемы развития инжиниринга Никитенко выделил отсутствие субсидирования подготовки кадров для инжиниринговых центров и их аттестации, а также информации об аккредитованных центрах, в которых обучают специалистов определенных профилей и обеспечивают их стажировки. По мнению эксперта, региональные центры коллективного пользования в настоящее время напоминают кладбище современных дорогостоящих приборов, использование которых невозможно из-за отсутствия специалистов и расходных материалов. Для деятельности инжиниринговых компаний нужны особые центры компетенций с определенным набором современного инженерного оборудования для испытаний и сертификации новых продуктов.

Подводя итоги двухчасового продуктивного обсуждения барьеров, сдерживающих развитие отечественного рынка инжиниринговых услуг, Владимир Зинов, в качестве первоочередной меры, выделил создание СРО как генератора коммуникационных и сертификационных мероприятий, направленных на формирование доверия в профессиональной среде. Для создания новой версии национального реестра инжиниринговых компаний В. Зинов предложил актуализировать редакцию опросных листов, готовность в работе над которой выразили все участники семинара. Проблема многоуровневой кооперации отечественных инжиниринговых компаний, по мнению участвовавших в семинаре экспертов, может быть решена за счет формирования кластера поставщиков первого уровня, на роль которых следует рекомендовать АНО «Инновационный инжиниринговый центр», Национальную инжиниринговую компанию, и авторитетные региональные инжиниринговые центры, действующие, например, в Пермском и Хабаровском краях.

Президентская академия – национальная школа управления