Центр научно-технической экспертизы

 

В РАНХиГС при Президенте РФ 23 октября прошел экспертный семинар «Разработка подходов к таргетированию крупных компаний в качестве субъекта технологического развития страны», организованный Центром научно-технической экспертизы. 

На  обсуждение экспертов   были  вынесены следующие вопросы: кто является главным субъектом технологического развития страны и ответственным за выполнение национальной цели «ускорение технологического развития », с использованием каких индикаторов  можно мониторировать технологическое развитие  в 2019-2024 годах?

Директор Центра Наталия Куракова напомнила участникам семинара, что в декабре этого года страна будет  отмечать 5 лет действия Национальной технологической инициативы, 3 года с момента утверждения Стратегии научно-технологического развития, тремя годами раньше (в 2016 г.) отметила десятилетний юбилей Российская венчурная компания, а в 2017 году – «Роснано»… С учетом  современных темпов развития глобальной технологической сферы – это серьезные периоды, поскольку скорость появления продуктов и услуг новой технологической повестки  сегодня играет заметно более важную роль, чем еще 10-20 лет назад: средний возраст компаний, включенных в 2018 г. в фондовый индекс S&P 500, составляет 15 лет. Чем же ознаменовался 2019 год в истории технологического развития страны?  В текущем году количество закрывшихся юридических лиц (с августа 2018 года по август 2019 года) Минэкономразвития России оценило в 668 тыс. единиц; основной регистрационной единицей в предпринимательском сообществе стало частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; 40% работников по-прежнему  заняты малопроизводительным трудом в некорпоративном, а часто и неформальном секторе труда, динамика обрабатывающей промышленности  часто находилась в отрицательной зоне, программу импортозамещения правительство признало невыполненной.

Поэтому идентификация главного актора технологического развития и барьеров, мешающих реализации его миссии приобретает все большую актуальность. Докладчик обратила внимание на тот факт, что российское предпринимательское сообщество ежегодно получает более 60% всех средств национального бюджета на исследования и разработки ( 612, 96 млрд руб.в 2017 году) , при этом его доля патентных заявок на изобретения составила всего 26,2% от национального портфеля. А вузовский сектор,  имея 9% национального бюджета на науку, обеспечил 23,5% заявок на изобретение и именно от него, согласно целевым показателям нацпроекта «Наука» ожидается дальнейший рост патентной активности. В результате Россия имеет удивляющую весь мир структуру патентообладателей: если в  Швеции, Японии и Нидерландах доля патентных заявок предпринимательского сектора составляет соответственно 97%, 95,9% и 94,1%, в Финляндии - 93,9%, в Швейцарии - 92,3%, в Германии - 91,4%, в США - 84,8%, в Китае - 78,8% , то в России ,согласно данным отчета Роспатента за 2017 г., наблюдается устойчивое во времени снижение патентной активности предпринимательского сектора при аномально высокой доле заявок на патенты, подаваемая физическими лицами  (40,4% в 2017 г.) и вузами (23,5%).

Поэтому представляется принципиально важным в главного субъекта, способного обеспечить достижение национальной цели «ускорение технологического развития» рассматривать не академический и вузовский сектор, а предприятия реального сектора экономики. По оценкам, прозвучавшим на ПМЭФ, на счетах российских компаний   на  1 января 2019 г. находились 28 трлн рублей, сальдированный результат компаний по итогам первого квартала 2019 составил плюс 49%, а спад инвестиций — 1,3%. Что же мешает компаниям реального сектора инвестировать в свое технологическое развитие?

Ответ на этот вопрос попытался предложить  генеральный директор АНО «Инновационный инжиниринговый центр»  Николай Колпаков. Он напомнил, что продолжительность технологического цикла составляет в среднем не менее 7 лет, поэтому любая наукоёмкая компания должна иметь гарантии востребованности своей продукции через эти 7 лет. Для решения этой проблемы  инжиниринговый центр «Иннопрактики» разработал договор «будущей вещи», позволяющий минимизировать риски невостребованности  продукции долгосрочных проектов полного жизненного цикла. Одновременно Колпаков отметил проблему частой сменяемости руководителей крупных промышленных предприятий России и отсутствия преемственности достигнутых договоренностей по инициации наукоемких проектов  по заказу крупных корпораций. В свою очередь, в зоне ответственности корпораций как заказчиков высокотехнологичной продукции, призванной заместить зарубежные аналоги, лежит обязанность по созданию консолидированных внутренних рынков такой продукции, иначе малосерийные производства будут  низкорентабельными. В качестве главной  проблемы технологического развития реального сектора экономики Колпаков назвал отсутствие у компаний долгосрочных стратегий  такого развития.

Мнение Колпакова поддержал Владимир Довгий, генеральный директор «Межведомственного аналитического центра»: «Топ-менеджеры в крупных компаниях находятся на контракте 3-5 лет, на этот период приходится пик затрат на научно-технологический проект, при, как правило,  отсутствии первых значимых результатов. Такая ситуация создает риски для менеджера инновационных проектов. Когда мы говорим, что 8 из 10 НИОКР не достигают декларируемых результатов, мы забываем, что за этими 8 проектами стоят сломанные карьеры, а иногда и судьбы». Однако в настоящее время, по мнению Довгия, ситуация начала меняться   Происходит гармонизация логики  отраслевых, региональных  и инвестиционных программ, что создает новый импульс для технологического развития страны.

Директор Дирекции Научно-технологических программ  Андрей Петров сделал презентацию новой  системы определения технологического уровня готовности проектов,  выполненных  в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы». Предложенный алгоритм позволяет оценить не только уровень готовности самой технологии, но и соответствие результатов проекта внутренним регламентам  отрасли, а также получить ответ на вопрос, на какой стадии проекта могут появиться маркетинговые, кадровые и организационные риски и предложить решение по «бесшовному» объединению результатов различных  этапов проекта.

Владимир Зинов, главный научный сотрудник Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС при Президенте России, поделился с участниками семинара результатами исследования современной практики создания корпоративных венчурных фондов в российских компаниях, которые в интересах своего учредителя (крупной компании, корпорации) инвестируют в малые и средние компании, если они обладают необходимыми компетенциями и высоким потенциалом роста. Эксперт подчеркнул, что по  сравнению с другими венчурными фондами корпоративные предоставляют более длинные инвестиции и могут быть более отказоустойчивым, а также лучшую технологическую и маркетинговую поддержку от своей корпорации и индустрии. Наиболее успешное развитие инноваций в портфельных компаниях корпоративных венчурных фондов возникает, если у них имеется технологическое соответствие со стратегическими планами корпорации. За рубежом сформировались успешные практики корпоративных венчурных фондов, когда их инвестиции в стартапы становятся развивающими, стимулирующими и дополняющими потенциал роста корпораций-учредителей. Объем глобального корпоративного венчурного капитала в 2018 г. увеличился на 47% по сравнению с 2017 г. В списке Fortune -100 уже 75% компаний имеют свои действующие фонды. Эксперт  сделал вывод, это пока новый для России инструмент инновационного развития крупных компаний не используется для поиска, развития, трансфера технологий, продуктов, клиентов и не получил достаточного развития: доля объема сделок на рынке венчурного капитала к ВВП в России более чем в 20 раз меньше аналогичного показателя индустриально развитых стран.

Подводя итоги обсуждения, Наталия Куракова отметила, что на современном этапе потенциал государства по выполнению функции заказчика инноваций и генератора спроса на новые технологии и продукты  представляется в значительной степени исчерпанным. Поэтому таргетирование компаний реального сектора экономики в качестве ключевых актором достижения национальной цели – ускорения технологического развития  следует активизировать .

Президентская академия – национальная школа управления