19 апреля 2021 года в РАНХиГС состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Елены Синельниковой-Мурылевой по теме «Цифровые валюты центральных банков: что, зачем и почему?». 

 

Появление и стремительное развитие рынка криптовалют привело к возникновению дискуссии о возможностях центральных банков эмитировать собственные цифровые валюты. Термин «цифровые валюты центральных банков» все чаще появляется в новостях и выступлениях монетарных властей. А в октябре 2020 года Банк России заявил о разработке концепции «цифрового рубля». Именно этой теме и была посвящена вторая лекция в рамках Научного онлайн-лектория ИПЭИ РАНХиГС. 

 Елена Синельникова-Мурылева объяснила, что цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) и криптовалюты – это не одно и то же. Криптовалюты определяются через конкретные характеристики, которые включают в себя: электронную форму, обладают некоторыми характеристиками денег, при этом они не эмитируются в национальных валютах и имеют нулевую внутреннюю стоимость. Спикер подчеркнула, что ЦВЦБ изначально тоже называли криптовалютами, и единого и универсального определения ЦВЦБ на данный момент все еще не существует. Тем не менее, принято считать, что цифровая валюта центрального банка эмитируется электронно, она общедоступна, является обязательством центрального банка, а также служит средством платежа и сохранения стоимости. 

 Эксперт рассказала, что обсуждение ЦВЦБ в литературе начиналось с разбора их ключевых черт, которые включали в себя круглосуточную доступность, анонимность по отношении к ЦБ, возможность осуществлять переводы без финансового посредника между двумя контрагентами, начисление процента или отсутствие выплаты процента по цифровой валюте ЦБ, а также наложение лимитов и ограничений. 

 Что же касается того, как в теории могут выглядеть платежные системы на базе цифровых валют центральных банков, то Елена Синельникова-Мурылева представила три вида архитектуры ЦВЦБ: розничный, гибридный и синтетический. При розничной архитектуре на центральный банк ложится большая работа по взаимодействию с клиентами, конечными пользователями – населением и бизнесом Такая схема несет за собой большое количество рисков и издержек, из-за чего на практике она считается нежизнеспособной. По этой причине стали обсуждаться гибридные валюты ЦВЦБ, когда между центральным банком и конечным пользователем встраивается финансовый посредник – расчетный центр, берущий на себя всю работу с клиентами. При такой схеме ЦБ периодически обновляет информацию у себя на балансе по розничным остаткам средств конечных пользователей ЦВЦБ. Тем не менее, такая схема тоже не является реалистичной, ввиду чего на практике реализуется схема, приближенная к синтетическим валютам центральных банков. В рамках данной схемы центральный банк привлекает коммерческие банки и использует их существующую инфраструктуру. Это тот путь, по которому планирует идти Банк России, эмитируя цифровой рубль, говорит эксперт. 

 Во время лекции старший научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС также поделилась информацией о разработке цифровых валют центральных банков в мире. Так, по данным исследования Банка международных расчетов, 86% из 65 опрошенных стран ведут изучение цифровых валют, почти половина занимается разработкой двух типов ЦВЦБ. Все больше и больше стран – порядка 60%, переходят от исследований к экспериментам. При этом 14% стран уже запустили пилотные проекты. 

Презентация