Центр изучения проблем центральных банков

 

В настоящее время действуют требования валютного законодательства, которые создают барьеры для осуществления валютных операций и затрудняют нормальную экономическую деятельность валютных резидентов – российских компаний и граждан. При этом валютный контроль решает не макроэкономические, а налоговые задачи, а также преследует цели противодействия отмыванию преступных доходов в международной торговле. В ходе дискуссии, прошедшей 17 января 2019 г. на Х юбилейном Гайдаровском форуме, обсуждались предложения по реформе системы валютного регулирования, отмене архаичных валютных ограничений и переходу на альтернативные инструменты контроля за движением денежных средств. 

Ключевой доклад был подготовлен Антониной Левашенко, руководителем Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС. В дискуссии по докладу приняли участие: Дмитрий Вольвач, начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России; Павел Трунин, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований РАНХиГС; Владимир Чикин, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP; Иван Хаменушко, старший партнер «Пепеляев Групп»; Филип Керф, руководитель отдела по международному сотрудничеству и налоговому администрированию ОЭСР; Сергей Вознесенский, заместитель директора департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации; Илья Ясинский, заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ.

Модератором сессии выступил Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли. 

Докладчик представила ключевые аргументы РАНХиГС в пользу либерализации валютного контроля и корректировки законодательства, в частности:

  • отмена репатриации выручки,

  • введение открытого режима использования зарубежных счетов,

  • перенос норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ,

  • установление запрета на валютные операции по территориальному принципу, а не принципу резидентства. 

Было предложено три направления корректировок. Первое направление состоит в отказе от института валютного резидентства и отмене валютного резидентства в силу неприменения валютных ограничений. Для этого необходимо осуществить совершенствования института налогового резидентства, а также переход от «линейного» (>183 дня) к содержательному. Кроме того, следует ввести стимулы для приобретения статуса налогового резидентства РФ. Предложено провести совершенствование налогового администрирования в части двух инструментов: института контролируемых иностранных компаний и концепции фактического получателя доходов. Также важно развивать систему соглашений об избежании двойного налогообложения. 

Вторым направлением является получение информации по зарубежным счетам. Для достижения положительной динамики по данному вопросу предлагается концентрировать информацию в части уведомлений и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ. Для этого предполагается осуществить перенос норм об уведомлении и отчетности из ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в НК РФ. Также целесообразно выйти на уровень полнообъемного участия России в системе автоматизированного обмена ОЭСР. Для этого провести отмену требований подачи отчетности по счетам в странах, с которыми у России есть международный автоматический обмен информацией. Кроме того, необходимо развивать участие России в работе по ОЭСР с целью противодействия уходу от отчетности. Для этого целесообразно выявить различия подходов стран к учету финансовых инструментов в налоговых целях. 

Третий блок предложений касается противодействия отмыванию денег. В этом направлении предложено сформировать индикаторы для рисковых сделок в международной торговле. Для этого дополнить перечень необычных сделок в международной торговле. Кроме того, целесообразно развивать взаимодействие Росфинмониторинга, ФТС и ФНС. Для этого нужно осуществлять взаимный доступ к базам данных между Росфинмониторингом и ФТС, а также определить порядок мониторинга Росфинмониторинга с ФТС и ФНС при расследовании случаев отмывания. 

Отмечена важность развития международного сотрудничества. В этом направлении следует проводить заключение межведомственных соглашений об обмене данных деклараций на товары, информацией о подозрительных сделках. Предложено осуществить разработку руководства для банков с целью минимизации рисков отмывания в международной торговле. 

Экспертная дискуссия сосредоточилась на аспектах отмены Закона «О валютном контроле», возможности учета регуляторных и контрольных функций в иных законодательных инструментах, а также предполагаемых последствиях в части эффективности противодействия незаконным и сомнительным операциям. Важным моментом стало рассмотрение взаимосвязи текущего темпа облегчения системы валютного контроля и принципиальной возможности выполнения целей роста экспорта. 

Видеозапись экспертной дискуссии 

Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019
Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать