25 апреля 2023 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся семинар Центра исследований конкуренции и экономического регулирования по теме «Антимонопольный контроль сделок экономической концентрации: перспективы развития и оценка эффектов».
В рамках семинара были представлены доклады научных сотрудников Центра исследований конкуренции и экономического регулирования (Ставнийчук А.Ю. и Павловой Н.С.), в которых освещались вопросы различных подходов к оценке эффектов сделок экономической концентрации, а также соответствие норм «пятого антимонопольного пакета» проблемам, которые ставят перед регулятором сделки экономической концентрации на цифровых рынках.
Основные тезисы, обсуждаемые на семинаре:
- Исследователи и практики отмечают несовершенство антимонопольного законодательства, а также низкий уровень правовых и экономических стандартов оценки сделок экономической концентрации. При этом использование подходов, которые не соответствуют объекту оценки, могут приводить к серьезным ошибкам и неверным решениям в процессе рассмотрения сделок экономической концентрации, в связи с чем необходимо дополнять и расширять спектр инструментов конкурентной политики.
- Несмотря на существование широкого спектра как теоретических, так и эмпирических методов, подходящих для решения задачи оценки сделок экономической концентрации, в отдельности каждый из них имеет недостатки: жесткость предпосылок, требовательность к данным, ограниченная валидность получаемого результата. В этой связи для получения наиболее полных и корректных выводов рекомендуется использовать несколько методов в совокупности, что позволит снизить вероятность возникновения ошибок в правоприменении.
- Под действие норм «пятого антимонопольного пакета», нацеленных на платформы, подпадают лишь определенные типы цифровых платформ, в то время как другие типы выпадают из специального регулирования. Кроме того, существует риск подпадания под указанные нормы компаний, которые не являются цифровыми платформами.
- Предложенные нормы не решают две главные проблемы, которые активно обсуждаются в научной и экспертной литературе в связи со сделками экономической концентрации: 1) скупки цифровыми платформами технологических стартапов, и 2) опасности для конкуренции конгломератных сделок в цифровой сфере. Предложенный в «пятом антимонопольном пакете» порог отбора сделок для предварительного согласования на уровне стоимости сделки в 7 млрд руб. с высокой вероятностью не позволит осуществлять антимонопольный контроль большей части сделок по покупке стартапов. При этом в законодательство не вносятся изменения, которые позволят адекватно оценивать и учитывать риски конгломератных сделок для конкуренции.
В обсуждении темы активное участие приняли референт Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Кутковая Наталья Юрьевна, сотрудники компании Kulik & Partners Law.Economics Дозмаров Кирилл Валерьевич и Басова Татьяна Сергеевна, м.н.с. Центра Маркова Ольга Анатольевна и Морозов Антон Николаевич.