08 апреля 2021 года в РАНХиГС состоялся онлайн-семинар Центра исследований конкуренции и экономического регулирования по теме «Направления защиты внутренних рынков в антимонопольной политике».

В рамках семинара младший научный сотрудник Центра Ольга Маркова представила результаты анализа соотношения целей и задач конкурентной и промышленной политик на примере кейса рынков оптического волокна.

В рамках доклада обсуждалась проблема лоббирования интересов национальных производителей в отсутствии их технологических компетенций (в частности на рынках оптического волокна) для поставок товаров с уровнем качества, удовлетворяющим потребности покупателей как промежуточного, так и конечного звена. Такого рода практика снижает стимулы новых игроков рынка к инновационной активности, накоплению специальных для данной отрасли знаний, что является одним из ключевых факторов конкурентоспособности на рынках оптической связи. На примере изучения конкретной ситуации – антимонопольного регулирования рынка оптоволокна – идентифицировано искажение целей и применения инструментов конкурентной политики в России. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулятор – ФАС России – пришел к ошибочному выводу об узких географических границах в пределах Российской Федерации. Данный вывод имеет значение для соблюдения порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, так как некорректное определение географических границ рынка может вести к ошибочным оценкам уровня концентрации рынка и установлению факта доминирования (и злоупотребления им) компании – потенциального конкурента отечественного производителя.

Доклад научного сотрудника Центра Анны Мелешкиной был посвящен вопросам цифрового протекционизма и локализации персональных данных. Локализация данных не позволяет компаниям использовать эффект масштаба и сетевые эффекты для увеличения своей экономической эффективности.  Вопрос локализации персональных данных в национальных юрисдикциях приобретает особую актуальность в свете быстро растущих объемов онлайн-продаж в период пандемии коронавируса – уже в апреле 2020 года объем трансграничной электронной коммерции на 11 % превысил показатель апреля 2019 года, тогда как темпы роста российского рынка онлайн-экспорта удвоились.

В обсуждении темы активное участие приняли директор Центра Андрей Шаститко, представитель компании Corning Арина Корнильева, научный сотрудник Лаборатории бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Ирина Филиппова.