Структурное подразделение: Международная лаборатория исследований международной экономики

Руководитель работ: Кнобель Александр Юрьевич,к.э.н., и.о. заведующего научно-исследовательской лабораторией, Международная лаборатория исследований международной экономики, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования Страны ЕС в совокупности являются крупнейшим торговым партнером России и важным источником импорта, который состоит не только из товаров конечного потребления, но и из промежуточных и инвестиционных товаров. При этом большая часть импорта из ЕС поступает в Россию через автомобильные пункты пропуска. Из-за несовершенства таможенных процедур и недостаточной пропускной способности у международных перевозчиков периодически возникают трудности и задержки с пересечением границы, которые, по сути, представляют собой непроизводственные потери для импортеров и экспортеров. В том числе для устранения или снижения этих потерь федеральным проектом «Логистика международной торговли» предусмотрено строительство и модернизация 36 пунктов пропуска на государственной границе. Вместе с тем в открытом доступе отсутствует информация как относительно критериев выбора пунктов пропуска, так и об оценке потенциальной эффективности инвестиций в модернизацию. В этой связи практически значимой и востребованной задачей видится разработка и применение методологии оценки экономических последствий от наличия несовершенств прохождения таможенных процедур на европейском участке таможенной границы ЕАЭС и последствий их уменьшения или устранения. Результаты применения этой методологии могут быть использованы для оценки эффективности инвестиций в модернизацию пунктов пропуска и выработке предложений по приоритетным пунктам пропуска для включения в программу модернизации в среднесрочной перспективе.Другим важнейшим фактором внешнеторговой деятельности российских компаний является курс рубля по отношению к валютам торговых партнеров: ключевым образом влияя на рублевые цены экспорта и импорта, этот фактор в значительной степени определяет характер участия производителей во внешней торговле. Вместе с тем, эластичность рублевых цен импорта по курсу рубля, являясь достаточно высокой, всё же не равна 100% и зависит от множества факторов. Учет данной эластичности и структуры использования импорта позволит лучше прогнозировать изменение внутренних цен и предельных издержек производства в ответ на изменение курса рубля к евро – валюте основного торгового партнера. В случае импорта, снижение курса рубля приводит к сокращению его потребления и импортозамещению, при наличии отечественных субститутов. Однако в ряде производств может наблюдаться простое замещение более качественного импорта из ЕС более дешевыми товарами из третьих стран – эффект «снижения качества». Для высокотехнологичных отраслей, которые интенсивно используют товары и средства производства, импортируемые из развитых стран, ослабление курса рубля не приводит к ожидаемому росту высокотехнологичного экспорта, так как использование импортных компонент ограничивают те преимущества, которые получают экспортеры от ослабления национальной валюты. Чем выше доля импорта в структуре затрат, тем меньше потенциал корректировки цен экспорта в ответ на изменение курса рубля. Анализ такого влияния в отраслевом разрезе позволит улучшить качество прогнозирования изменения предельных издержек производства и цен экспорта в ответ на колебания курса. Более того, учет влияния курса на цены импорта и экспорта в ЕС улучшит качество прогнозирования товарооборота и, в свою очередь, качество оценок влияния улучшения пунктов пропуска на потоки товаров через пункты пропуска.

Основная цель исследования: Количественно оценить влияние курсов валют и различных составляющих торговых издержек на внешнюю торговлю России со странами ЕС

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Разработка и применение методологии оценки последствий модернизации и ускорения движения грузов через автомобильные пункты пропуска
  • Выделение основных факторов, определяющих степень и скорость реакции цен российского импорта/экспорта из/в ЕС, и построение оценок величин такого влияния.