Структурное подразделение: Лаборатория исследований отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)


Руководитель работПономарев Юрий Юрьевич - с.н.с. Лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ

Сроки выполнения: 2017 год

Актуальность исследования: В настоящее время в России в недостаточной мере проработано научно-методическое обоснование постановки целей основных стратегических документов, определяющих развитие транспортного комплекса Российской Федерации. Формирование перспективных целей и задач транспортной системы и ее отдельных частей, принципов ее развития зачастую формируется на основе отдельных ситуативных территориальных потребностей или для решения отдельных проблем, мешающих функционированию инфраструктуры отдельных видов транспорта, предоставлению ими транспортных услуг. Кроме того, отсутствует научно-обоснованный подход к анализу вариантов, моделей и сценариев развития транспортного комплекса и последствий их реализации. Разработка теоретической и эмпирической модели оценки взаимного влияния социально-экономического развития и транспортного комплекса позволят определить подход к приоритезации проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры, а также определить задачи по совершенствованию методики сбора статистической информации в части функционирования транспортного комплекса.

Основная цель исследования: Разработка системного научно-обоснованного подхода к постановке целей развития российского транспортного комплекса и анализу последствий реализации различных сценариев развития.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ существующих подходов к постановке целей развития транспортного комплекса РФ в основных стратегических документах, оценке последствий реализации предлагаемых схем и моделей (механизмов) его развития;
  • Выявление инструментов и принципов формирования государственной политики, которые оказывают влияние на значения параметров развития транспортного комплекса, закрепление возможных сценариев изменений экономики и формирования и реализации соответствующих политик для проведения эконометрического анализа;
  • Обзор существующих теоретических и прикладных подходов к моделированию транспортных потоков и услуг транспортного комплекса (Input-Output-Models, Spatial Computable General Equilibrium Models, Land-use Transport Interaction Models и др.);
  • Разработка теоретической модели для анализа взаимного влияния развития российской экономики и транспортной системы;
  • Разработка эмпирической модели для России с учетом доступности статистических данных на необходимом уровне детализации;
  • Определение ключевых параметров развития российского транспортного комплекса и экономики для проведения эконометрического анализа;
  • Формирование предложений по альтернативным принципам развития транспортного комплекса России с учетом изменения геоэкономической и политической ситуации, социальной трансформации общества и динамики развития и перемещения человеческого капитала, влияния технологических изменений;
  • Оценка экономических последствий реализации существующих вариантов развития транспортного комплекса, а также предложенных в рамках настоящего исследования альтернативных вариантов.