Структурное подразделение: Лаборатория исследований отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ:
Михайлова Татьяна Николаевна- Ph.D, старший научный сотрудник Лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ

Сроки выполнения:  2015 год

Описание работы:
  • сделан обзор научных работ по моделям международной торговли и их оценке;
  • сделан обзор работ по оценке эффективности портов (как примера транспортного узла внешней торговли);
  • построена модель торговли с учетом множественных транспортных путей перевозки грузов;
  • построена модель выбора маршрута транспортировки грузов;
  • проанализирована статистика внешнеторговых потоков и выявлены группы товарных номенклатур, которые проявляют гибкость в выборе маршрутов транспортировки;
  • по результатам анализа сделаны выводы о выделении групп товарных номенклатур для дальнейшего эконометрического анализа и была предложена классификация внешнеторговых грузов для этой цели;
  • были проведены оценки модели на данных по потокам импорта между зарубежными странами и регионами Российской Федерации;
  • были выявлены факторы, влияющие на выбор маршрута, и оценена их относительная экономическая значимость.
Основная цель исследования: Выявить основные пространственные зависимости потоков через пункты пропуска с учетом специфики грузов, пропускных пунктов, и стран-контрагентов.  

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
  • построение теоретической модели интенсивности товарных потоков через пункты пропуска с учетом из взаимного расположения в  географическом пространстве;
  • построение  эмпирической пространственной модели на основе теоретической и разработка методологии ее оценки;
  • оценка модели с учетом дополнительных характеристик товаров, пропускных пунктов, транспорта, страны-контрагента;
  • выявление основных факторов пространственной зависимости между товарными потоками через географически близкие пункты пропуска;
  • выводы о факторах, влияющих на возможность переориентации товарных потоков между пропускными пунктами.