Структурное подразделение: Лаборатория исследований отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ:
Каукин Андрей Сергеевич - к.э.н., старший научный сотрудник Лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ

Сроки выполнения:  2015 год

Описание работы: Актуальность работы заключается в том, что одним из наиболее используемых инструментов для анализа международной торговли является гравитационная модель торговли. Существенным упрощением этой модели является замена издержек торговли между двумя странами на расстояние между ними, выступающее в роли прокси-переменной. Однако в академической литературе фактически отсутствуют исследования, посвященные анализу потоков торговли с учетом рассчитанных издержек транспортировки на конкретных маршрутах. Проведение подобной работы позволит заполнить имеющийся пробел в теории гравитационных моделей торговли, а также даст возможность для более детального эмпирического анализа потоков торговли на отдельных маршрутах.

Основная цель исследования:
Теоретическая модификация и эмпирическая калибровка пространственной гравитационной модели торговли с учетом фактических значений издержек транспортировки товаров по отдельным маршрутам.  

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:  
  • проведение анализа и систематизации существующих теоретических и эмпирических подходов к анализу издержек транспортировки внешнеторговых товаров;
  • проведение анализа и систематизации существующих теоретических и эмпирических подходов к анализу объемов и маршрутизации торговых потоков с учетом издержек транспортировки на отдельных цепочках поставок;
  • модификация пространственной гравитационной модели торговли России для работы с детализированными торговыми потоками и издержками транспортировки грузов на существующих цепочках поставок;
  • эмпирическая оценка модифицированной модели на данных российской внешней торговли за 2011-2014 годы, выявление степени влияния транспортной составляющей издержек на величину и маршрутизацию торговых потоков разной степени агрегированности.