Структурное подразделение: Лаборатория системного анализа отраслевых рынков (Каукин А.С.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры

Руководитель работ: Каукин Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория системного анализа отраслевых рынков, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Российский сектор грузовых железнодорожных перевозок имеет длинную историю реформирования, связанную с поиском наиболее эффективной модели устройства данной отрасли. Важнейшим этапом развития данного сектора явилось отделение услуг по предоставлению подвижных составов от услуги по предоставлению в пользование железных дорог. Стремление государства к дальнейшему росту эффективности функционирования сектора ставит вопрос о поиске дальнейших возможностей оптимизации данного рынка. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, ред. 12.05.2018 г.) ставит задачу обеспечения устойчивости транспортной системы, необходимости существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы. Все это делает анализ существующего опыта реформирования и регулирования сектора грузовых железнодорожных перевозок востребованным и актуальным.

Основная цель исследования: Основной целью работы является изучение мирового опыта регулирования рынка железнодорожных грузовых перевозок, сравнение различных сценариев реформирования железных дорог, в том числе в части формирования тарифов, поиск наиболее релевантных практик и успешных примеров соответствующей государственной политики для формирования рекомендаций по корректировке государственных мер регулирования.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизировать опыт регулирования сектора грузовых железнодорожных перевозок различных стран- Изучить различные пути дезинтеграции рынка;
  • Проанализировать существующие схемы взимания платы за использование сетью железных дорог;
  • Изучить зарубежный опыт стимулирования конкуренции на соответствующем рынке;
  • Провести анализ истории реформирования российского сектора грузовых железнодорожных перевозок с учетом мирового опыта;
  • Разработать рекомендации по ведению экономической политики в сфере регулирования грузовых железнодорожных перевозок.