Структурное подразделение: Лаборатория системного анализа отраслевых рынков (Каукин А.С.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры

Руководитель работ: Гордеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория системного анализа отраслевых рынков, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Рынок нефтепродуктов в Российской Федерации представлен преимущественно несколько крупными игроками, которые являются ценовыми лидерами. Процедура установления розничных цен на нефтепродукты на АЗС является непрозрачной процедурой, что приводит к появлению неопределенностей при принятии решений со стороны регулирующих органов. Для повышения качества решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, необходимо исследование существующей модели конкуренции между участниками на рынке реализации нефтепродуктов. Построение модели конкуренции и формирования цен на розничном рынке нефтепродуктов позволит повысить качество принимаемых решений, связанных с проводимым в данный момент налоговым маневром. Учет переноса цен на нефтепродукты на потребителей в результате увеличения НДПИ, позволит разработать механизмы компенсации роста цен для сглаживания ценовых шоков.Отдельный теоретический вопрос, недостаточно изученный на российском рынке, заключается в исследовании влияния отдельных характеристик АЗС на устанавливаемые розничные цены на нефтепродукты. Учитывая тот факт, что в указе Президента Российской Федерации О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года от 07 мая 2018 года уделено отдельное внимание развитию транспортного сектора экономики, который напрямую зависит от цен на нефтепродукты, данное исследование является весьма актуальным.

Основная цель исследования: проведение количественной оценки влияния степени конкуренции между различными АЗС и ВИНК на розничные цены нефтепродуктов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Разработка методики,необходимой для исследования конкуренции между АЗС и ВИНК;
  • Формирование статистической базы данных, необходимой для расчёта;
  • Разработка модели конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов на АЗС;
  • Исследование влияния отдельных характеристик АЗС на величину розничных цен на нефтепродукты;
  • Формирование рекомендаций по регуляторной политике в сфере розничной реализации нефтепродуктов.