Печать

Структурное подразделение: Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики (Рей А.И.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры

Руководитель работ: Рей Алексей Игоревич, кандидат экономических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория анализа данных и отраслевой динамики, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: В отраслевой структуре современной экономики часто встречаются рынки, на которых и продавцы, и покупатели обладают значительным переговорным рычагом и могут влиять на цены, объёмы и условия поставок. Высокая техническая сложность/наукоёмкость продукции (например, двигатели, комплекты радиоэлектронной или оптоэлектронной аппаратуры, литийионные аккумуляторные батареи), непрозрачность контрактов и разнообразие форм вертикальной интеграции в сочетании со сложностью расчета равновесий ("проклятие размерности", множественность равновесий, неполная рациональность субъектов) препятствуют численному прогнозированию показателей рынков и работающих на них фирм. Предлагаемые методы расчёта, использующие достижения современной теории машинного обучения (в частности, обучения с подкреплением), позволяют аппроксимировать функции и соответствия в задаче многослойными нейронными сетями.Проверка соответствия расчетных значений наблюдаемым в реальных парах рынков позволит сделать вывод о применимости данного метода для прогнозирования кратко- и среднесрочных последствий изменений конкурентной структуры, характера вертикальной интеграции и мер государственной конкурентной и промышленной политики, а также тарифного регулирования.

Основная цель исследования: Предложить алгоритм расчета равновесия по Нэшу в статической (одноэтапной) и динамической (трехэтапной) конкуренции продавцов и покупателей на двусторонне олигополистическом рынке, применимый для статистической проверки согласованности с наблюдениями на реальных экономических данных, доступных по России и Соединённым Штатам Америки и прогнозирования поведения компаний

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: