Структурное подразделение: Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований (Пономарев Ю.Ю.) Института отраслевых рынков и инфраструктуры 

Руководитель работ: Михайлова Татьяна Николаевна, ph.d., старший научный сотрудник, Лаборатория инфраструктурных и пространственных исследований, ИОРИ
 
Сроки выполнения:  2020 год.

Актуальность исследования: Счетные модели общего или частного равновесия используются для прогнозирования динамики региональной структуры ВВП, регионального роста, межрегионального товарообмена, миграции и для прогнозирования пространственных эффектов различных мер государственной политики, реформ, инфраструктурных проектов, и внешних воздействий, которые потенциально могут повлиять на распределение экономической активности по территории страны. В настоящий момент опыт применения такого типа моделей к экономике РФ крайне ограничен. В 2018 году нами была разработана базовая структура счетной модели и апробирована на региональных данных. В 2019 году модель была усовершенствована и распространена на субрегиональный уровень: муниципальных районов и городских округов. В 2020 году предлагается продолжить совершенствование модельной структуры, расширив ее до динамического компонента, моделирования и прогнозирования миграции внутри Российской федерации и апробировать модель на ряде сценариев усовершенствования транспортной сети в России.

Основная цель исследования: Построить расширенную версию региональной счетной модели с динамическим компонентом для экономики Российской Федерации.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проанализировать и систематизировать зарубежную литературу по построению динамических региональных счетных моделей.
  • Предложить расширения базовой модели, предложенной в 2018-2019 годах. Проанализировать возможные модельные решения.
  • Построить расширенную счетную модель на базе результатов 2018-2019 года, дополнив статическую модель динамикой. Предложить модельное решение для моделирования миграционных потоков.
  • Апробировать динамическую региональную модель на сценарии или сценариях будущего развития. Спрогнозировать эволюцию экономической географии Российской Федерации, миграцию населения, рост валового продукта в субрегиональных административных единицах.Основной территориальной единицей для анализа планируется считать муниципальные районы и городские округа, поскольку эффекты от транспортных проектов имеют узкую локализацию в пределах непосредственной транспортной доступности. Однако, для целей апробации модели и для подгонки ее к реальным данным имеет смысл первичные расчеты проводить на уровне регионов. Оценки планируется провести на обоих уровнях географической агрегации.