Структурное подразделениеИнститут отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ: Пономарев Юрий Юрьевич - к.э.н., зав. Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: Программа мер по реформированию налогообложения нефтяной отрасли, призванных мотивировать к повышению энергоэффективности отечественной нефтепереработки и экономики в целом, сократить масштаб субсидирования нефтеперерабатывающих заводов России и стран ЕАЭС, а также повысить эффективность налоговой системы, была принята в конце 2014 г. Достичь основной цели налогового манёвра – выравнивание условий деятельности нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках – планировалось за счёт сокращения экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ на нефть.

На практике описанный механизм, изначально заложенный в Налоговый кодекс, претерпел значительные изменения (например, в конце 2015 г. снижение экспортной пошлины было заморожено с целью сохранения наполняемости бюджета в новых макроэкономических условиях) и фактически не сработал. Несмотря на удешевление нефти, стоимость производства нефтепродуктов в среднем по экономике осталась достаточно высокой, нефтеперерабатывающая отрасль продолжает получать неявную субсидию (за счёт заниженных относительно мировых внутренних цен на нефть), которая не доходит до конечного потребителя. Более того, несмотря на заявленные в 2014 г. планы по постепенному снижению акцизов на нефтепродукты, их ставки постоянно повышаются. Возникла ситуация, при которой доля налогов в рублёвом выражении в тонне нефтепродуктов для внутреннего рынка значительно превышает долю налогов в тонне нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. Учитывая новый механизм распределения по уровням бюджета акцизных платежей, взимаемых при продаже нефтепродуктов, производимых на территории России и позволяющих в значительной степени увеличить поступления в региональные бюджеты, это тормозит реализацию стратегии реформирования нефтяной отрасли.

Соответственно актуальным представляется разработать вариант реализации налогового манёвра, который учитывал последствия кризиса, текущую экономическую ситуацию, экономику отдельных НПЗ и достижение первоначально запланированных конечных результатов реформы.

Основная цель исследования: построение модели регулирования внутрироссийского рынка нефти и нефтепродуктов с учётом экономики отдельных НПЗ, способствующей модернизации производства, увеличении глубины переработки нефти и расширению доли светлых фракций, или к закрытию неэффективных убыточных производств.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Анализ современного мирового опыта по регулированию рынков нефти и нефтепродуктов и сравнение с методами, осуществляемыми в России;
  • Ретроспективная оценка функционирования отечественного рынка нефти и нефтепродуктов;
  • Описание теоретических аспектов ценообразования на нефть и нефтепродукты на внутреннем и внешнем рынках;
  • Сценарный анализ последствий реализации налогового манёвра рассчитанный как для нефтяной отрасли в целом, так и для отдельных её участников (отечественных НПЗ);
  • Разработка политэкономических рекомендаций.