Печать

С 26 по 31 августа 2021 года в городе Ташкенте, Кнобель Александр Юрьевич, заведующий Международной лабораторией исследований внешней торговли ИПЭИ РАНХиГС принимал участие в исследовании вопросов присоединения Узбекистана к ЕАЭС. Представители Правительства РФ, Минэкономразвития РФ и РАНХИГС провели обсуждение оценок экономических эффектов от присоединения Республики Узбекистан к ЕАЭС, представленных РАНХИГС с коллегами из Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее – МИВТ), Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан, а также из ряда других институтов и университетов Республики Узбекистан. Основным оппонентом выступил Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее – ЦЭИР).

Коллеги из Республики Узбекистан утверждают, что эффекты (как на макроуровне, так и на уровне отдельных отраслей) отмены таможенного контроля, а также изменения ставок ввозных таможенных пошлин РУз до уровня ЕТТ ЕАЭС выглядят завышенными относительно исследования ЦЭИР-АБР (детальные результаты исследования и методология не раскрываются). РАНХИГС были даны разъяснения относительно методологии оценки рассматриваемого сценария. Со слов коллег из ЦЭИР, в совместном исследовании с АБР они рассматривали сценарий снижения адвалорных эквивалентов нетарифных барьеров в торговле между РУз и ЕАЭС на 25%, что, по их мнению, включает эффект отмены таможенного контроля, однако подтвердить точно этот факт они не могут, а методологию и результаты исследования предоставить отказываются, ссылаясь на необходимость согласования с руководством.  

ЦЭИР также были представлены экспертные оценки снижения или увеличения выпуска для различных отраслей. Согласно представленным оценкам, в результате присоединения РУз к ЕАЭС, совокупный выпуск по всем оцениваемым отраслям снизится на 5,7 п.п. (оценка РАНХИГС +1,1%), в частности, в области производства транспортных средств – на 7,2 п.п (оценка РАНХИГС +8%), увеличение производства наблюдается в металлургии (+0,6 п.п. против -12% у РАНХИГС), пищевой промышленности (+4,8 п.п. против -11% у РАНХИГС). Представленные коллегами оценки не состыкуются с фактическими объемами производства РУз на основе данных Государственного комитета по статистике РУз, то есть при полученных экспертных оценках совокупный выпуск по всем отраслям не может составлять -5,7 п.п. Однако коллеги из ЦЭИР понимают все возможные ограничения экспертной оценки.   

В области трудовой миграции РУз представили более оптимистичные оценки по увеличению денежных переводов их РФ в РУз (+2,2 млрд долл. ежегодно), что превышает оценки ЕАБР (+1,5 млрд долл.) и РАНХИГС (+0,76 млрд долл.). Однако коллеги не могут полностью согласится с оценкой РАНХИГС в части увеличения потоков трудовых мигрантов из РУз в РФ (по оценкам РАНХИГС, увеличение составит 6% от уровня 2019 г. или 120 тыс. чел. ежегодно). По их мнению, это завышенная оценка. РАНХИГС утверждают, что увеличение денежных переводов из РФ в РУз только за счет отмены патентной системы не может составить 2,2 млрд долл., без увеличения потоков трудовых мигрантов.    

ЦЭИР высказали опасения относительно увеличения оттока высококвалифицированных специалистов (далее – ВКС) из РУз в РФ после отмены патентной системы. Представители РАНХИГС отметили, что высококвалифицированные специалисты, в том числе из РУз, уже сейчас не должны оформлять патент для работы в РФ, достаточно разрешения, оформляемого работодателем (в таком случае с зарплаты ВКС уплачивается только 13% подоходного налога). Кроме того, сферы приложения труда трудовых мигрантов из РУз пока сосредоточены в областях, не требующих высокой квалификации.     

ЦЭИР считают оценки РАНХИГС в части адаптации Узбекистана к нетарифному регулированию ЕАЭС завышенными, ссылаясь на исследование ЦЭИР-АБР. Представители РАНХИГС подробно объяснили методологию, использованную для оценки, включая источники адвалорных эквивалентов для нетарифных барьеров (НТБ) и сценарий снижения НТБ.