Печать
В ноябре 2014 года Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, накладывающую определенные обязательства на Россию в части оказания помощи по налоговым делам.  Конвенция предусматривает помимо обмена информацией (по запросу, автоматического, инициативного), проведение одновременных налоговых проверок, участие в налоговых проверках за границей, оказание помощи по взиманию налогов, вручении (направлении) документов. Несмотря на то, что Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок, в частности об оказании помощи по взиманию налогов, оговорки могут быть отменены. Отказ от оказания помощи по взысканию налогов очевидно носит временный характер, так как одним из аргументов для ратификации Конвенции в соответствии с Пояснительной запиской по вопросу ратификации Конвенции является значительная сумма задолженности юридических лиц государств – участников Конвенции перед Россией, она составляет более 6 млрд. рублей. Оговорка об оказании помощи по взысканию налогов обусловлена неготовностью законодательства России принять на себя подобные обязательства сегодня.

На сегодняшний день в первую очередь получил свое развитие еще до ратификации Конвенции обмен информацией (по запросу, автоматический, спонтанный) в рамках Соглашений об избежании двойного налогообложения и соответствующих Протоколов ЕАЭС: Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг[1], Протокола от 11.12.2009 об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов. По данным исследования Глобального форума по прозрачности и обмену налоговой информацией ОЭСР по России 2014 г. (Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes Peer Reviews: Russian Federation, OECD 2014) на момент исследования установлено 7945 запросов по обмену налоговой информацией по разным налогам и сборам, включая НДС, от других государств и чуть более 100 за последние четыре года спонтанных обменов. Конвенция сама по себе лишь расширяет список стран, с которыми становится возможным обмениваться информацией в связи с тем, что в список стран, подписавших Конвенцию, входят страны, с которыми у России нет действующих Соглашений об обмене информацией[2].

Помимо обмена информацией по запросу и инициативного (спонтанного) обмена Конвенцией предусмотрен автоматический обмен информацией. На сегодняшний день автоматический обмен информацией Россия проводит только со странами ЕАЭС. При этом в соответствии с вышеуказанными Протоколами автоматический обмен проводится только по косвенным налогам. Однако в соответствии с Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 03.11.2015 года №142 предусмотрена возможность перехода в будущем к автоматическому обмену по отдельным видам доходов юридических и физических лиц, а также отдельным видам имущества и его собственникам, т.е. по прямым налогам.

При этим отметим усиление взаимодействия между налоговыми органами России и коллегами из-за рубежа за последние несколько лет в части информационного обмена, что  подтверждает судебная практика последних лет, например Решение ФАС Северо-Западного Округа по делу А52-4072/2012, Решение ФАС Московской области по делу А40-27410/2013, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-55290/2014, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-55281/2014, Решение АС г. Москвы по делу № А40-113217/16-107-982, Постановление АС Владимирской области от 17.01.2016 по делу № А11-6602/2016, Решение АС Кемеровской области от 13.10.2016 по делу № А27-20527/2015.

С учетом того, что пока в рамках взаимной административной помощи по налоговым делам, развитие получил фактически только информационный обмен существует объективная необходимость в разработке вопросов участия России в одновременных налоговых проверках, участии в проверках за границей. На сегодняшний день Россия не участвует в проверках за границей. Работа в этом направлении ведется в России, уже действует Типовое Соглашение «Об обмене информацией по налоговым делам», установленное постановлением Правительства РФ от 14 августа 2014 года №805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам», которым предусмотрено участие компетентных органов в налоговых проверках за границей. Участие в налоговых проверках за границей, проведение одновременных налоговых проверок предполагает объединение усилий компетентных органов стран. В рамках изучения вопросов проведения одновременных налоговых проверок и участия в проверках за границей интересен международный практический и нормативный опыт оказания, соответствующей помощи, рекомендации ОЭСР, а также законодательная база и практика проведения одновременных налоговых проверок и участия в проверках за границей. В частности, интересен опыт Северных стран по проведению одновременных налоговых проверок.

Несмотря на тот факт, что непосредственно информационный обмен развит значительно сильнее проверок, необходимо совершенствовать и информационный обмен.

В результате анализа о наличии и достаточности данных в рамках выполнения рекомендаций ОЭСР о бенефициарных владельцах, определенных в вышеуказанном Отчете 2014 г., предлагается создать базу конечных бенефициарных владельцев. Аналогичная мера на сегодняшний день разрабатывается в ЕС, база должна начать функционировать в 2017 г. Для этого все страны ЕС должны создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на ее территории компаний, в том числе в ее офшорных юрисдикциях. При этом создание базы бенефициарных владельцев может быть как в рамках России, так и сразу на уровне ЕАЭС. Во втором случае, несмотря на тот факт, что это соответственно займет больше времени, изначально будут выстроены структура базы и механизмы ее создания и ведения на уровне ЕАЭС, что даст возможность не проводить дублирование решения задач на уровне ЕАЭС и, в конечном счете, снизит издержки на ее создание, став эффективным инструментов борьбы с избежанием налогообложения путем снижения налоговой базы и переноса прибыли.

Обсуждение данного предложения с представителями ФНС дало возможность узнать об их точке зрения на создание базы бенефициарных владельцев в России. После создания данной базы в рамках России, по мнению представителей ФНС, положительный опыт России возможно растиражировать на остальные страны ЕАЭС: Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению. Представители же Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), наднационального органа ЕАЭС, поддерживают идею создания базы бенефициарных владельцев сразу же на уровне ЕАЭС, при этом ответственным за создание и ведение базы бенефициарных владельцев может стать ЕЭК, а в случае создания базы бенефициарных владельцев в России – ФНС.

На сегодняшний день у России существует более 80 международных налоговых соглашений, в соответствии с которыми возможен обмен информацией, при этом в рамках ряда из них возможно оказание и иной административной помощи. Вместе с тем, Россией не заключено ни одного международного налогового соглашения с офшорными юрисдикциями, что обусловлено незаинтересованностью заключения подобных соглашений со стороны офшорных юрисдикций и тем фактом, что Россия не является государством – членом ОЭСР. Для реализации обмена информацией на практике даже с юрисдикциями присоединившимися к Конвенции необходимо подписание с офшорными  юрисдикциями соглашений  об  обмене информацией на основе Типового соглашения «Об обмене информацией по налоговым делам», установленного постановлением Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805.

Россией до сих пор не ратифицирована подписанная в 2012 г. Конвенция между  Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством Республики  Эстония  об  избежании  двойного  налогообложения  и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Эстонией подписаны международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 30 странами, в том числе с Казахстаном, Латвией, Литвой. Эстония является уникальной страной ЕС, в том числе в части налогообложения.  Фактически Эстонию можно отнести к категории низконалоговых юрисдикций со ставкой налога на прибыль 0%. Точнее, налог на прибыль взимается только при ее распределении в пользу учредителей или ее использовании для «непроизводительных» целей. При реинвестировании прибыли налог не взимается. Также как и в остальных бывших Прибалтийских республиках, в Эстонии существует отдельный бизнес по открытию фирм для оптимизации налогообложения российских компаний. Российские компании и физические лица без труда открывают счета в банках. Условия получения вида на жительство достаточно просты. В данных условиях ратификация Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы представляется необходимым условием в рамках борьбы с занижением налоговой базы и перераспределением прибыли, совершенствованием оказания административной помощи. Ратификация Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы поддержала бы развитие реальных экономических связей между Россией и Эстонией, так как дала бы возможность законопослушным компаниям, физическим лицам избегать двойного налогообложения, соответственно сокращать расходы на ведение бизнеса. И в этом смысле заключение Соглашения об избежании двойного налогообложения значительно более привлекательно нежели заключение сразу соглашения об обмене информацией на основе вышеуказанного Типового соглашения. Отметим, что Эстония присоединилась к Конвенции и готова обмениваться информацией в 2018 г.

При условии наличия и усиления обмена информацией (за счет автоматического обмена информацией) между странами целесообразно также дальнейшие снятие ограничений в части оснований для зачисления денежных средств на зарубежные счета валютных резидентов РФ. Предлагается свободное зачисление на зарубежные счета в странах, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, любых поступлений, включая, например, поступления от продажи ценных бумаг. Расширить список оснований для зачисления денежных средств, разрешив, например, зачислять на зарубежные счета в любых банках за пределами РФ доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам принадлежащего резиденту недвижимого и иного имущества, расположенного за пределами территории Российской̆ Федерации[3].

Предлагаем предусмотреть возможность участия представителей российских налоговых органов в проверках за рубежом, предоставить аналогичную возможность представителям зарубежных компетентных органов, при этом, в соответствии с положениями Руководства по внедрению обмена информацией для налоговых целей ОЭСР 2006 г., предлагаем ограничить участие иностранных представителей налоговых органов в соответствующих налоговых проверках только их пассивным участием. Активное участие, как определено в Руководстве по внедрению обмена информацией для налоговых целей, целесообразно разрешать в случаях, когда законодательство позволяет хранить отчетность в иной стране. Участие в одновременных налоговых проверках и налоговых проверках за рубежом должно реализовываться Россией на основе принципа взаимности, а участие представителей иностранных компетентных органов в налоговых проверках в РФ должно быть указано непосредственно в международном налоговом соглашении между РФ и страной. Для реализации вышеуказанных возможностей в частности необходим проект межведомственного налогового соглашения по проведению одновременных налоговых проверок и на его основе заключение соглашения с интересующими Россию соответствующими компетентными органами.

С учетом международного опыта одновременных налоговых проверок, достижения заметных результатов странами Северной Европы в соответствии с Северной конвенцией по административной помощи по налоговым делам (Nordic Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters) предлагается сформировать и отработать механизм организации и проведения одновременных налоговых проверок, участия в налоговых проверках за рубежом на уровне ЕАЭС. Для этого предлагается заключить отдельное соглашение об оказании административной помощи по налоговым делам странам ЕАЭС, а также подготовить Руководство по проведению одновременных налоговых проверок между странами ЕАЭС, за основу которого может быть взято соответствующее Руководство стран Северной Европы.

В рамках подготовки к оказанию помощи по взиманию налогов требуется внесение довольно значительных изменений в действующее законодательство, в первую очередь в законодательство об исполнительном производстве. Необходима также подготовка Типового соглашения «Об оказании помощи в сборе налогов» по примеру Типового соглашения «Об обмене налоговой информацией», соответствующего позиции ОЭСР.  Данное Типовое соглашение послужит основой для подготовки соглашений «Об оказании помощи в сборе налогов» в рамках переговорного процесса. Соглашение «Об оказании помощи в сборе налогов» также позволит обозначить ключевые моменты в рамках оказания помощи в сборе налогов, прописать которые в Соглашении об избежании двойного налогообложения просто невозможно в связи с избыточностью данной информации для соответствующих соглашений.

В качестве лучшей международной практики в части административной помощи по налоговым делам можно назвать опыт государств – членов ЕС. В роли компетентных органов по административной помощи там выступают контактные органы (как правило, налоговые). Внутри этих органов создаются специальные отделы по административному взаимодействию (помощи). В связи с этим внутри ФНС России целесообразно создать специальный отдел по административному взаимодействию с выделением специалистов и бюджетного финансирования. Это обусловлено тем, что в настоящее время такого отдела нет, в то время как в ближайшие годы будет возрастать нагрузка в части административной помощи в силу международно-правовой интеграции как в рамках ОЭСР, так и ЕАЭС.

Авторы- к.ю.н Корниенко Н.Ю., с.н.с Минина Е.Е.  


[1] Является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС
[2] К Конвенции уже присоединились 108 юрисдикций.
[3] Обязав информировать налоговые органы России о наличии зарубежного имущества на постоянной основе.