Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.) 

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна - д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Одной из важнейших характеристик образования является способность удовлетворять потребности рынка труда и потенциально обеспечивать трудоустройство, по крайней мере, выпускников профессиональных образовательных организаций. По ряду оценок система образования обязана учитывать при подготовке кадров происходящие в обществе и экономике: социальные, культурные, экономические, технические и технологические изменения, а также определять потребность экономики в кадрах специалистов и в максимально возможной степени удовлетворять ее. Эти задачи могут решаться и решаются в системе непрерывного образования, которое в настоящее время становится фактором устойчивого развития экономики различных стран. В этих условиях проблема трудоустройства молодежи должна решаться в рамках системы непрерывного образования с учетом пространственного распределения общественных ресурсов.
В 2014—2016 гг. была разработана методология оценки потенциального вклада образования в социально-экономическое развитие российских регионов. Исследования показали, что потенциальный вклад образования в ряде регионов не может быть реализован, поскольку результат системы образования «избыточен» для той экономики, в которой он может быть использован. Повышение степени его использования возможно по двум стратегически важным направлениям: либо сокращения системы образования в данном конкретном регионе, либо создания механизмов перемещения молодых специалистов в регионы, где их потенциал может быть реализован, а вклад образования в экономику соответственно повышен.
Все указанные моменты определяют актуальность и необходимость проведения данного исследования.

Основная цель исследования: Развитие методологии оценки вклада систем образования субъектов Российской Федерации в их социально-экономическое развитие с учетом трудоустройства молодежи от 14 до 30 лет. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • уточнить методологию оценки воздействия образования на социально-экономическое развитие регионов;
  • уточнить методологию оценки вклада региональной системы образования в социально-экономическое развитие региона с учетом перспектив трудоустройства выпускников школ и организаций среднего профессионального и высшего образования;
  • провести социологическое исследование трудоустройства молодежи, имеющей разное образование при выходе на рынок труда (основное общее, среднее (полное) общее, среднее профессиональное и высшее образование);
  • провести оценку вклада системы образования субъекта Российской Федерации в его социально-экономическое развитие с учетом возможностей трудоустройства молодежи, в том числе и в других субъектах Российской Федерации.