Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.) 

Руководитель работ: Клячко Татьяна Львовна - д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Устойчивое функционирование и развитие системы общего образования во многом определяется качеством кадрового потенциала. Формирование и реализация долгосрочной и последовательной политики в данном направлении относится к числу приоритетных государственных задач. Бюджетные вложения в систему общего образования, в том числе в повышение оплаты труда педагогических работников, на протяжении последнего десятилетия быстро росли, при этом увеличение государственных расходов на образование имело целью повышение его доступности и качества. В связи с этим возникла необходимость постоянного отслеживания эффективности реализации образовательной политики, удовлетворенности общества ее результатами.
Специалистами ЦЭНО в 20122016 гг. была разработана и апробирована методология исследования эффективности и качества услуг в сфере общего образования в режиме мониторинга. Был осуществлен сбор социологической информации в разных типах поселений в регионах, дифференцированных по критерию социально-экономического развития: Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском и Ставропольском краях, Воронежской, Ивановской, Свердловской и Челябинской областях. Полученные срезы оценки эффективности общего образования со стороны руководителей общеобразовательных организаций, педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся сопоставлены с данными официальной статистики, характеризующими текущее состояние и направления развития системы образования.
Оценка эффективности общего образования в режиме мониторинга является значимым инструментом управления изменениями в данной сфере, в т. ч. для выравнивания стартовых возможностей формирования результативных образовательных траекторий учащихся, дифференцированных по социально-экономическим и территориальным признакам. Мониторинг региональных систем общего образования и прогноз их развития является актуальным для решения задач государственной политики в области образования в интересах участников отношений в сфере образования.

Основная цель исследования: Повышение обоснованности управленческих решений по обеспечению эффективности и качества услуг в сфере общего образования. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • выделить лучшие международные практики в сфере мониторинговых исследований общего образования и возможности их применения для повышения обоснованности управленческих решений по обеспечению эффективности общего образования;
  • разработать и апробировать систему показателей, характеризующих эффективность общего образования, в контексте запросов и потребностей участников образовательных отношений – руководителей образовательных организаций, педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников и учащихся;
  • собрать и обработать социологические и статистические данные о состоянии и развитии систем общего образования в регионах, дифференцированных по уровню социально-экономического благополучия;
  • определить соответствие программных целей, задач и показателей развития общего образования достигнутым результатам образовательной деятельности на основе данных статистики и социологических исследований, региональных информационно-аналитических материалов и нормативных правовых актов для оценки обоснованности управленческих решений в сфере общего образования;
  • оценить состояние региональных систем образования и разработать скользящий прогноз их развития как составных элементов управления образованием.