Структурное подразделениеИнститут отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ: Гордеев Дмитрий Сергеевич - с.н.с. Лаборатории системного анализа отраслевых рынков ИОРИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция, направленная на замещение перевозок железнодорожным видом транспорта в пользу автомобильного и морского видов транспорта. Традиционно к преимуществам железнодорожных перевозок относят:

  • возможность перевозок больших объемов грузов;
  • независимость перевозок от времени года и климатических условий;
  • универсальность перевозок различных видов грузов;
  • относительно низкая себестоимость при перевозках на большие расстояния.

К недостаткам железнодорожных перевозок относят такие, как:

  • невысокая средняя скорость доставки по сравнению с автомобильным видом транспорта;
  • низкая степень сохранности грузов;
  • высокий уровень невыполнения нормативных сроков доставки.

Модернизация технологий транспортных средств, транспортной инфраструктуры, а также глобальная тенденция, направленная на контейнеризацию различных видов грузов приводят к тому, что преимущества железнодорожного вида транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным видами транспорта нивелируются, а недостатки сохраняются. В результате наблюдается устойчивая тенденция, направленная на замещение перевозок традиционных для железнодорожного транспорта грузов в пользу конкурирующих видов транспорта. Разрабатываемые новые правила тарификации транспортировки грузов железнодорожным транспортом не учитывают в достаточной степени такую особенность, как возможность переключения на другие виды транспорта, что вносит искажения в получаемые результаты. В связи с вышесказанным учет мультимодальности в расчетах, то есть учет степени конкуренции между железнодорожным и другими видами транспорта, позволит существенно улучшить качество оценок эластичности спроса на транспортировку железнодорожным видом транспорта для различных видов грузов.

Основная цель исследования: построение методики и проведении количественной оценки влияния степени конкуренции между различными видами транспорта на эластичность спроса на грузоперевозки железнодорожным видом транспорта.цель исследования заключается в построении методики и проведении количественной оценки влияния реформирования таможенного дела в России на загрузку пунктов пропуска, включая анализ продуктового и географического аспектов.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация факторов, оказывающих влияние на выбор вида транспорта
  • Анализ объемов межрегиональных грузоперевозок железнодорожным видом транспорта по видам грузов;
  • Формирование статистической базы данных, включающей показатели затрат на транспортировку грузов альтернативными от железнодорожного видами транспорта;
  • Разработка модели спроса на транспортировку железнодорожным видом транспорта с учетом факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта и возможностью переключения на альтернативные виды транспорта;
  • Проверка гипотезы о более высокой эластичности спроса на транспортировку железнодорожным транспортом при наличии конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта;
  • Проверка гипотезы о том, что мультимодальность не оказывает существенного влияния на эластичность спроса на грузовые перевозки железнодорожным видом транспорта для таких грузов, как полезные ископаемые.