Структурное подразделение: Институт отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)
Руководитель работ: Гордеев Дмитрий Сергеевич - с.н.с. Лаборатории системного анализа отраслевых рынков ИОРИ
Сроки выполнения: 2018 год
Актуальность исследования: На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция, направленная на замещение перевозок железнодорожным видом транспорта в пользу автомобильного и морского видов транспорта. Традиционно к преимуществам железнодорожных перевозок относят:
- возможность перевозок больших объемов грузов;
- независимость перевозок от времени года и климатических условий;
- универсальность перевозок различных видов грузов;
- относительно низкая себестоимость при перевозках на большие расстояния.
К недостаткам железнодорожных перевозок относят такие, как:
- невысокая средняя скорость доставки по сравнению с автомобильным видом транспорта;
- низкая степень сохранности грузов;
- высокий уровень невыполнения нормативных сроков доставки.
Модернизация технологий транспортных средств, транспортной инфраструктуры, а также глобальная тенденция, направленная на контейнеризацию различных видов грузов приводят к тому, что преимущества железнодорожного вида транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным видами транспорта нивелируются, а недостатки сохраняются. В результате наблюдается устойчивая тенденция, направленная на замещение перевозок традиционных для железнодорожного транспорта грузов в пользу конкурирующих видов транспорта. Разрабатываемые новые правила тарификации транспортировки грузов железнодорожным транспортом не учитывают в достаточной степени такую особенность, как возможность переключения на другие виды транспорта, что вносит искажения в получаемые результаты. В связи с вышесказанным учет мультимодальности в расчетах, то есть учет степени конкуренции между железнодорожным и другими видами транспорта, позволит существенно улучшить качество оценок эластичности спроса на транспортировку железнодорожным видом транспорта для различных видов грузов.
Основная цель исследования: построение методики и проведении количественной оценки влияния степени конкуренции между различными видами транспорта на эластичность спроса на грузоперевозки железнодорожным видом транспорта.цель исследования заключается в построении методики и проведении количественной оценки влияния реформирования таможенного дела в России на загрузку пунктов пропуска, включая анализ продуктового и географического аспектов.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Систематизация факторов, оказывающих влияние на выбор вида транспорта
- Анализ объемов межрегиональных грузоперевозок железнодорожным видом транспорта по видам грузов;
- Формирование статистической базы данных, включающей показатели затрат на транспортировку грузов альтернативными от железнодорожного видами транспорта;
- Разработка модели спроса на транспортировку железнодорожным видом транспорта с учетом факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта и возможностью переключения на альтернативные виды транспорта;
- Проверка гипотезы о более высокой эластичности спроса на транспортировку железнодорожным транспортом при наличии конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта;
- Проверка гипотезы о том, что мультимодальность не оказывает существенного влияния на эластичность спроса на грузовые перевозки железнодорожным видом транспорта для таких грузов, как полезные ископаемые.