Структурное подразделениеИнститут отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ: Пономарев Юрий Юрьевич - к.э.н., зав. Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, перед российской экономикой стоит задача достижения темпов экономического роста, превышающих мировые. Одним из основных способов решения данной задачи может стать повышение совокупной факторной производительности, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры как опорного каркаса российской экономики. Это приводит к необходимости актуализации существующих стратегических и программных документов, определяющих развитие российской транспортной системы, в направлении повышения вклада в СФП через связность территорий, повышение мобильности трудовых ресурсов и безопасное ускорение транспортировки товаров. Поэтому корректная оценка степени сформированности транспортной инфраструктуры на региональном уровне, положительных эффектов, которые возникают в зоне ее тяготения, и влияния ее развития на совокупную факторную производительность является кране актуальной задачей.

Существующие линейные показатели развития транспортной инфраструктуры (протяженность, плотность), которые используются в экономических исследованиях и при простом сравнительном межрегиональном анализе (см. например, отчеты (OECD, 2003), (World Bank, 2004)), имеют ряд недостатков с точки зрения оценки степени пространственной сформированности транспортной инфраструктуры, особенно выраженных для стран, обладающих обширными территориями, характеризующимися гетерогенностью системы расселения и, соответственно, пространственного распределения объектов транспортной инфраструктуры. Это может приводить к смещениям в оценках степени влияния развития транспортной инфраструктуры на ключевые макроэкономические показатели, одним из которых является совокупная факторная производительность.

Альтернативой линейным показателям, характеризующим уровень развитости транспортной инфраструктуры, которые используются в международной и российской практике, является построение индекса пространственного развития транспортной инфраструктуры, основанного на оценке доли экономической активности (численность населения, объемы валовой добавленной стоимости) в зоне тяготения существующей транспортной инфраструктуры, чему посвящен ряд современных исследований (в частности, работы (Pinto, 2011), (Rodrigues da Silva et al, 2014).

Оценке влияния развития транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность на агрегированном уровне посвящено достаточно много исследований (например, (Aschauer (1989); Munnell (1992); Gramlich (1994); Banister, Berechman (2000)), однако в российской экономической литературе и стратегических документах альтернативные научно-обоснованные подходы к оценке степени сформированности транспортной инфраструктуры и влияния ее развития на совокупную факторную производительность на более детализированном (региональном или отраслевом) уровне проработаны достаточно слабо, что подчеркивает высокую актуальность настоящего исследования

Основная цель исследования: анализ пространственного развития и уровня сформированности транспортной инфраструктуры и оценка ее влияния на совокупную факторную производительность в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • анализ и систематизация существующих подходов к оценке уровня пространственного развития транспортной инфраструктуры;
  • анализ и систематизация теоретических и эмпирических подходов к выявлению основных факторов (в сфере развития транспортной инфраструктуры), оказывающих влияние на совокупную факторную производительность;
  • построение индекса пространственного развития транспортной инфраструктуры в России;
  • разработка методологии и проведение эмпирической оценки влияния развития транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность с учетом уровня ее пространственной сформированности.