Структурное подразделение: Лаборатория исследований бюджетной политики (Соколов И.А.)  

Руководитель работ: Соколов Илья Александрович - к.э.н., зав. Лабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Государственная бюджетная политика предыдущих периодов характеризовалась высокой зависимостью параметров бюджета от цены на нефть, ограниченностью бюджетного маневра при формировании бюджетных расходов в силу значительной доли «защищенных» расходов, фактически полным отказом от развития через проведение бюджетной консолидации за счет урезания финансирования программ долгосрочного развития и «переноса вправо» инвестиционных расходов, узостью спектра используемых инструментов налогово-бюджетной политики, высоким уровнем непрозрачного резервирования, несоответствием возможностей собственной доходной базы субнациональных бюджетов задачам социально-экономического развития регионов, ограниченным привлечением внешних источников обеспечения сбалансированности федерального бюджета и практически исчерпанием ранее накопленных бюджетных резервов. Причем неизменным приоритетом оставалось поддержание финансовой стабильности зачастую в ущерб бюджетному финансированию потребностей развития экономики страны. Ответы на эти вызовы (проблемы) будут определять характер бюджетной политики в среднесрочном и даже долгосрочном периоде. При этом разрешение накопившихся проблем должно осуществляться лишь в парадигме поддержания баланса между обеспечением устойчивости функционирования бюджетной системы страны, с одной стороны, и изысканием бюджетных средств для удовлетворения потребностей социально-экономического развития, с другой.
В международной научной литературе интерес к проблемам бюджетной устойчивости и сбалансированности, качеству и эффективности бюджетных расходов, выявлению приоритетных направлений бюджетной поддержки экономического роста не угасает, напротив, по мере приближения ряда стран ОЭСР (Греция, Португалия, Испания и т.п.) к бюджетному кризису за последние 5–6 лет вопросы бюджетной дисциплины и бюджетной консолидации выходят на первый план. В отечественных источниках рассуждения о характере бюджетной политики, необходимости пересмотра бюджетных правил и субнациональных ограничений возобновились с новой силой начиная с 2014 г., когда развитие кризисных явлений в экономике, нарастание геополитической напряженности, волатильность на финансовом рынке и ухудшение финансового состояния банковской системы, неуправляемый рост долговой нагрузки на региональные бюджеты и повышение их зависимости от федерального бюджета обусловили необходимость адаптации государственного бюджета к новым условиях и финансовым возможностям.

Основная цель исследования: Выработка подходов к государственной бюджетной политике, одновременно отвечающей задачам как поддержания бюджетной устойчивости в финансовой системе страны, так и формирования необходимых в соответствии со среднесрочными и долгосрочными требованиями социально-экономического развития объемов и качества бюджетных ресурсов.   

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • анализ существующих в зарубежной практике подходов к формированию бюджетной политики в последнее десятилетие в развитых и развивающихся странах, включая оценку условий, вызовы и характер бюджетной политики (проциклическая или контрциклическая), эволюцию основных инструментов и процедур управления бюджетными расходами, подходы к бюджетной консолидации и бюджетным правилам на национальном уровне, бюджетные маневры (изменение структуры бюджетных расходов в рассматриваемых странах), институционально-организационные модели бюджетного планирования;
  • описание эволюции подходов к проведению бюджетной политики РФ в период 2000–2016 гг.;
  • выявление основных факторов и бюджетных рисков, оказывающих негативное влияние на бюджет в среднесрочном и долгосрочном периоде, оценка их последствий для бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетов бюджетной системы – факторы, условия, риски, организационные основы обеспечения бюджетной устойчивости;
  • изменение подходов к бюджетной консолидации, резервы сокращения дефицита федерального бюджета;
  • укрепление механизмов управления бюджетными рисками, изменение подходов к формированию и расходованию средств суверенных фондов и проводимой долговой политике;
  • модификация бюджетных правил;
  • переход от «имитационного» применения программно-целевых инструментов (госпрограммы) к управлению бюджетом на программной основе (модификация механизмов распределения бюджетных ресурсов на цели развития и текущего потребления);
  • бюджетный маневр: переориентация структуры бюджетных расходов на решение задач развития.