Круглый стол на тему «Налоговая система РФ как инструмент развития и трансформации делового климата», организованный совместно с комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, прошел в Президентской академии 14 марта.

В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций и научного сообщества.

Председатель сенатского комитета по бюджету и налоговым рынкам Сергей Рябухин отметил, что основной целью круглого стола является экспертная оценка и анализ текущего налогового законодательства с учетом послания президента России и майского Указа 2018 г., а также необходимость сформулировать приоритетные направления в этой сфере.

По словам главы комитета, одним из таких приоритетных направлений должно стать принятие методики оценки эффективности налоговых льгот. Сергей Рябухин отметил, что новые налоговые льготы приводят к выпадению доходов из бюджетов регионального уровня, которые зачастую не полностью компенсируются. При этом, проект такого документа, разработанный совместно с Минфином России, уже существует.

Сергей Рябухин также добавил, что именно из-за риска выпадения доходов Совет Федерации отклонил принятие закона о запрете размещения хостелов в жилых домах: срок вступления закона в силу обычно составляет 10 дней с момента подписания, а в этой сфере занято несколько десятков тысяч человек, которые в случае принятия законопроекта останутся без работы, а владельцы хостелов – с убытками. Поэтому подобные решения должны приниматься совместно с регионами и жестко регламентироваться.

Замминистра финансов России Илья Трунин в своем выступлении отметил, что в этом году требуется провести ряд серьезных изменений и зафиксировать основные параметры налоговой системы. Существует несколько проектов, над которыми министерство будет продолжать работать в ближайшее время: один из них – так называемый налог на самозанятых. Поскольку пока он действует только в 4 регионах в рамках эксперимента, то ведомство будет тщательно мониторить ход его проведения, чтобы в дальнейшем принимать решения.

Кроме того, в этом году важным направлением работы в части налоговой системы являются новые льготы для многодетных семей. Здесь стоит задача не только создать стимулирующую меру поддержки, но и не нанести вреда бюджетам субъектов Российской Федерации. «По нашим оценкам, по крайней мере в несколько ближайших лет, включая текущий год, существенных выпадающих доходов от этих мер не прогнозируется», - отметил заместитель министра.

Илья Трунин также выразил сомнения в том, что стоит применять единую методику оценки внедрения налоговых льгот, поскольку неизвестны критерии, по которым можно было бы оценить эффективность многих из них, но возможность принятия такой методики нужно обсуждать с экспертным сообществом и законодателями.

Замруководителя ФНС Дмитрий Сатин отметил, что тема налогового администрирования в последнее время очень актуальна, ряд важных вопросов, касающихся неналоговых платежей и налогов на имущество, ежедневно сопровождается сотрудниками службы в рабочем режиме.

По итогам обсуждения приняты рекомендации, в которых отмечается, что с 2012 по 2018 гг. основные параметры налоговой системы РФ были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, были направлены на «донастройку» налоговой системы страны.