Лаборатория исследований бюджетной политики

 

27 октября 2017 года в зале Ученого совета РАНХиГС в рамках открытого общеакадемического семинара научных лабораторий состоялось обсуждение доклада старшего научного сотрудника Лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ к.э.н. Белева С.Г. на тему «Инструменты обеспечения бюджетной устойчивости».

В рамках семинара обсуждались такие вопросы, как измерение бюджетной устойчивости, характеристика вызовов устойчивости государственных финансов в России, разработка инструментария обеспечения бюджетной устойчивости для России, создание организационной инфраструктуры управления бюджетной устойчивостью.  

Также, на семинаре были рассмотрены вопросы эффективности применения бюджетных правил в части регулирования предельного потолка расходов и источников финансирования дефицита бюджета, целесообразности создания бюджетного совета, качества бюджетного прогнозирования.

В качестве дальнейших направлений работы были согласованы разработка бюджетных правил в части регулирования направлений государственных расходов и привлечения государственного долга в иностранной валюте, оценка взаимовлияния правил бюджетной и денежно-кредитной политик, разработка индикаторов бюджетной устойчивости в свете роста долгов регионов и государственных компаний.

Солянникова С.П., к.э.н., проф., руководитель Департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в качестве оппонента отметила, что для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо разработать критерии выбора инструментов с учетом разных видов макроэкономических шоков и условных обязательств, в т.ч. связанных с государственной финансовой поддержкой системообразующих финансовых организаций и реализацией крупных инфраструктурных проектов.

При количественной оценке бюджетной устойчивости необходимо учитывать низкую эластичность расходов бюджетов в связи с высокой долей публичных нормативных обязательств. Низкий уровень устойчивости бюджетов субъектов федерации может негативно влиять как на устойчивость федерального, так и местных бюджетов, поэтому актуальной становится проблема оценки не только устойчивости конкретного бюджета, но и бюджетной системы, определения порога, после которого можно говорить о неустойчивости уже бюджетной системы в целом.

При анализе бюджетных правил и суверенных фондов как инструментов обеспечения бюджетной устойчивости Солянникова обратила внимание на то, что их эффективность, как свидетельствует отечественный и зарубежных опыт, во многом определяется взаимным соответствием цели, механизма формирования и инвестиционной стратегии фонда, а не только определением бюджетного правила. При обсуждении вопросов формирования Бюджетного совета предложила обратить внимание на наличие конфликта интересов в рамках бюджетного процесса у финансовых органов, т.к. к их полномочиям отнесено как формирование проекта бюджета, так и организация исполнения утвержденного бюджета.

Еще одним содокладчиком Сергея Белева стал Гурвич Е.Т., к. ф-м. н., руководитель Экономической экспертной группы.

«Попробуем приложить проведенный анализ к реальной ситуации с российской бюджетной системой. Риски для бюджетной устойчивости имеют много аспектов, их можно разделить по длительности горизонта – долгосрочные и краткосрочные, и по источникам (доходы, расходы и источники финансирования бюджета).

Мы имеем серьезные проблемы со всеми составляющими кроме, пожалуй, источников финансирования. В перспективе у нас будут последовательно снижаться доходы в процентах ВВП – следовало бы обсудить подходы к этой проблеме. Будут расти расходы, в первую очередь в связи со старением населения – что делать с этим? В краткосрочной перспективе есть риски на стороне расходов (например, дополнительное финансирование банковской системы), но больше проблем с непредсказуемыми колебаниями доходов.

Действительно, важную роль в сдерживании расходов и проведении контрциклической политики призваны сыграть бюджетные правила. Тот вариант, который предлагается, концептуально оправдан, но необходимо учитывать, что в настоящий момент Резервный фонд почти исчерпан, в ФНБ как минимум треть средств инвестирована, по прогнозу цены на нефть в ближайшие пять лет не будут расти. Необходимо учитывать это при обсуждении дизайна новых бюджетных правил.»

 

Презенатация Белева С.Г. «Инструменты обеспечения бюджетной устойчивости»

Президентская академия – национальная школа управления